|  266-572-755  Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script |  Free-Press.ru | |
| Праздники | 
|  | 
| 
 
 
 | Праздники У всех славянских народов обрядность рождественско-новогоднего праздничного цикла отличается особенно устойчивой повторяемостью всех ее главных компонентов в разных, часто весьма отдаленных этнографических зонах. Однако, при значительной степени совпадения зимних обрядов, южнославянская традиция имеет целый ряд специфических особенностей, не известных западным и восточным славянам.  Одним из наиболее распространенных обычаев святочного обихода несомненно является обряд ряжения. Если вообще святочная обрядность представила много общего и дословно сходного в ее проявлениях у разных народов Европы, то тем более это следует сказать о масках и личинах. Русское, малорусское, болгарское и румынское ряжение "козою", восходящее, быть может, к "козьим" и "сатурским" лицам Врумалий, продолжает жить в Норвегии, Англии, Германии, и др." (Там же).  Колядование - один из наиболее древних и наиболее широко распространенных святочных обрядов Европы. Как указывает акад. А.Н. Веселовский( Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха., Сборник отделения русского языка и словесности, том 32, №4, СПб., 1883) "удивительное сходство святочных обычаев народов современной Европы заставляет предположить, что не только сходство их древних верований легло в их основу, но общее древнее культурное влияние, распространявшееся разновременно, и оставившее свои черты в новых обрядах.  Рождественский венок. Рождественский венок имеет Лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок (это может быть алтарь церкви или обеденный стол).  Обычай украшать рождественскую (новогоднюю) елку получил широкое распространение сравнительно поздно, с XVIII в. Гораздо раньше в календарной обрядности народов зарубежной Европы начали использовать так называемое рождественское полено (бадняк) как вид ритуального огня. Это толстый пень, бревно, большое полено (реже несколько поленьев), которое горело на очаге (в камине) в жилом доме, начиная с сочельника рождества, все последующие двенадцать дней и ночей (в позднейшей обрядности наблюдаются отклонения от этого правила: полено горело только вечером в сочельник и под Новый год).  Отголоски древних обычаев еще и теперь бытуют в северных деревнях. Святки - один из них, наиболее стойкий, продержавшийся вплоть до послевоенных лет. Испытывал ли читатель когда-нибудь в жизни жгучую и необъяснимую потребность пойти ряженым? Если не испытывал, то ему трудно понять весь смысл и своеобразие святок.  Мука 1150 г, орехи грецкие толченые 250 г, пудра сахарная 150 г, соль 5 г, масло сливочное 150 г, молоко 30 г, повидло. Замесить тесто из просеянной муки, толченых грецких орехов (150 г), сахарной пудры, соли, сливочного масла и молока. Тесто раскатать, свернуть рулетом, разрезать поперек на 5 кусков, накрыть салфеткой и оставить на час в прохладном месте.  Масло сливочное 150 г, сахар 150 г, сладкая крошка из песочных коржей или печенья 150 г, яйца 2 шт., ванилин 2 г, ром или, коньяк 30 г.  Мука 1300 г, сахар 200 г, мак молотый 150 г, молоко 350 г, 1 яйцо, сода, повидло для смазки, сахарная пудра, ванилин 1 г, цедра лимонная 2 г. В глубокой посуде перемешать сахар, мак, лимонную цедру, ванилин.  300 г сливочного масла или маргарина, 300 г сметаны, 3 желтка, сода на кончике ножа. 5 стаканов муки, 2 стакана молотых орехов. 2 стакана сахара.  1 л молока, 0,5 л сливок, 200 г кипящей воды, 300 г пшеничной крупы (крупной), 100 г меда. Варить до готовности, пшеницу засыпать в подогретую жидкость, после варки добавить наполнители, плотно закрыть крышкой и поставить в теплое место допревать  Подготовленную к жарению птицу нафаршировать. Состав фарша: орехи 0,5 кг, чернослив 0,5 кг (чернослив замочить в горячей воде и вынуть косточки), яблоки 0,5 кг, рис 1 стакан, соль, перец, шафран. Набив тушку фаршем, зашить брюшко. Индейку смазать смесью из 200 г сметаны, 50 г масла сливочного, 50 г майонеза.  Ошпаренного поросенка вытереть насухо полотенцем, слегка натереть мукой в тех местах, где осталась щетина, и опалить на огне, затем тщательно промыть в холодной воде, посолить с внутренней стороны, положить на противень спинкой вверх, слегка смазать сметаной, полить растопленным маслом, на противень подлить 1/4 стакана воды и жарить в духовке 1,5 часа. Чтобы образовалась румяная сухая корочка, надо во время жарения несколько раз полить его с ложки жиром.  2 кг свинины порубить на порционные куски, слегка отбить, пожарить в большом количестве свиного жира на сильном огне. Сваренную до полуготовности кашу из пшеничной муки поместить в один котел с жареной свининой.  Как бы в подражание разыгравшейся нечисти, парни чудили вовсю: опрокидывали поленицы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам не выйти на улицу; забирались на крыши и закладывали досками трубы — при топке печи избы наполнялись дымом… Эти проказы словно бы давали выход накопившимся за год отрицательным эмоциям. Можно предположить, что баловство играло роль своеобразной “прививки”, предупреждающей настоящую “болезнь”.  Нынче многие причитают: “Ох, и нелегко нам живется…” Трудно жилось всегда и всем, неслучайно еще древний мудрец изрек: “Жизнь дана вам не на радость”. Вероятно, еще и поэтому с таким нетерпением люди ждали святочных дней и вечеров — чтобы хоть ненадолго сбросить с себя груз каждодневных забот и тревог, хоть на время оторваться от повседневности. Ведь именно для Святок создало народное воображение такую пестроцветную вязь поверий, гаданий, игр и обычаев.  Хождение ряжеными — отличительная черта всего праздника Святок. Обычай этот никак нельзя считать случайной деталью народного быта, поскольку и сам обряд был повсеместен, и распространялся он на всех, исключая разве что скоморохов. Можно предположить, что существовала какая-то странная на современный взгляд потребность время от времени вывернуть себя наизнанку. Может быть, с помощью антиобраза (страшная маска-личина), противоестественный наряд, вывернутая шуба) наши предки освобождались от потенции безобразного?  Святки праздновались всеми, в них участвовали и стар и млад. Но в основе своей это был праздник молодежи — игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. Взять, к примеру, те же посиделки. Осенью и зимой такие общие сборища, чтобы вместе повеселиться, устраивались каждую неделю.  …Наступает вечер перед днем Рождества Христова, рождественский Сочельник (или Сочевник). Тьма сгущается и спускается на землю, покрывая своими тяжелыми тенями снега бело-пушистые. И вот, вспыхивает на востоке ярко-трепетным светом первая звезда. Ее-то и ждут — не дождутся, поскольку теперь только можно сесть в этот день за трапезу, веруя, что загорелась та самая звезда, что возвестила когда-то волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском.  Выход готового продукта 5 литров. Вода5 л, ягодное варенье (любое)800 г, мед200 г, имбирь 2 г, гвоздика 2 г, корица 0,5 г.  Гадают не только на Новый год; самое лучшее время для предсказаний – Святки – две недели зимних праздников с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января). Люди издревле стремились узнать свое будущее на Святки, гадали и колядовали. У славян-язычников на это время приходился солнечный праздник – «солнцеворот», когда по верованиям солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Берут наперсток воды, наперсток соли, смешивают и едят.  Святки – это рождественские гадания. Гадания начинаются от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). Считают, что до принятия христианства во времена язычества. Святки праздновали в честь дня верховного бога неба – Белбога или Святовита.  Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.  2000 лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.  С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы. В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота. (Лк. 2.7)  Праздник Рождества Христова православные отмечают 7 января, по новому стилю. Это торжество связано с разными обычаями и ритуалами, среди которых важное место занимает предпраздничное застолье и собственно рождественская трапеза. Вечером, в канун Рождества Христова (сочельник), те, кто придерживается старых благочестивых обычаев, не нарушают поста: по Уставу церковному разрешается вкушать в это время только «сочиво» (взвар рисовый, пшеничный или ячменный — как правило, с медом).  День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!  Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его" (Ис. II, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: "Христе - отрасль от корня Иессеева и цвет он него - произрос Ты от Девы".  Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8), - и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13,31-36).  Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".  Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".  Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.  Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя (Быт. 3, 15), и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все преобразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились.  Стилистика Новогоднего макияжа зависит, прежде всего, от образа, в котором вы хотите появиться на празднике. Вы можете остановиться на классическом макияже или естественном, перевоплотиться в миловидного бесенка или нарисовать волнующий лик гейши. Выбор за вами!  Если в семье есть дети, лучше начать новогодние радостные приготовления заранее. Посвятите несколько декабрьских вечеров семейным разговорам о предстоящих праздниках, заблаговременно вместе с малышами начните изготовление елочных украшений. Предложите своим домашним самое простое: покрасить специальной краской или аэрозолем грецкие орехи, завернуть мелкие коробочки в блестящую оберточную бумагу и завязать красивые бантики; сделать из соленого теста забавных снеговичков, украсив их мелким бисером и блестящей мишурой; изготовить крошечные свитки из разноцветной фольги.  Живая Ёлка Преимущества натуральной елки — это запах, аромат хвойного леса и естественный природный вид. Вот некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание, выбирая ёлку. Когда покупать елочку. Сейчас в продаже густые, красивые, а что будут продавать перед самым праздником — неизвестно. Поэтому если есть какое-нибудь холодное помещение, где можно хранить елку, то покупать ее надо обязательно заранее и хранить ее, например, на балконе.  Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. Вот однажды, когда пришла зима да нападало молодого снегу по колено, ребятишки высыпали на улицу поиграть, а старички наши подсели к окну поглядеть на них.  Так и хрустит во мне! Славный морозец! - сказал снеговик. - Ветер-то, ветер-то так и кусает! Просто любо! А ты что таращишься, пучеглазое? - Это он про солнце говорил, которое как раз заходило. - Впрочем, валяй, валяй! Я и не моргну! Устоим! Вместо глаз у него торчали два осколка кровельной черепицы, вместо рта красовался обломок старых граблей; значит, он был и с зубами. На свет он появился под радостные "ура" мальчишек, под звон бубенчиков, скрип полозьев и щелканье извозчичьих кнутов.  Стояла в лесу этакая славненькая елочка; место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь, а вокруг росли товарищи постарше, ель да сосна. Только не терпелось елочке самой стать взрослой: не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину. Наберут полную кружку, а то нанижут ягоды на соломины, подсядут к елочке и скажут: - Какая славная елочка! А ей хоть бы и вовсе не слушать таких речей.  Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.  У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица - хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу. Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови. Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.  ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом. Стенами чертогам были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда.  ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ. Лапландка и финка. Олень остановился у жалкой лачуги. Крыша спускалась до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось проползать в нее на четвереньках. Дома была одна старуха лапландка, жарившая при свете жировой лампы рыбу. Северный олень рассказал лапландке всю историю Герды, но сначала рассказал свою собственную - она казалась ему гораздо важнее. Герда же так окоченела от холода, что и говорить не могла. Пришлось Герде опять присесть отдохнуть. На снегу прямо перед ней прыгал большой ворон. Долго смотрел он на девочку, кивая ей головою, и наконец молвил: - Кар-кар! Здррравствуй! Выговаривать по-человечески чище он не мог, но он желал девочке добра и спросил ее, куда это она бредет по белу свету одна-одинешенька.  ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. Цветник женщины, которая умела колдовать. А что же было с Гердой, когда Кай не вернулся? Куда он девался? Никто этого не знал, никто не мог дать ответ. Мальчики рассказали только, что видели, как он привязал свои санки к большим великолепным саням, которые потом свернули в переулок и выехали за городские ворота.  ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. Мальчик и девочка. В большом городе, где столько домов и людей, что не всем хватает места хотя бы на маленький садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, и садик у них был чуть побольше цветочного горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра.  ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ, в которой рассказывается о зеркале и его осколках. Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже.  Статус Нового года в современной системе российских праздников совершенно уникален. В многочисленных интервью с известными людьми, публикуемых в предновогодних СМИ, Новый год именуется любимым праздником. Те же результаты, очевидно, может дать и массовый социологический опрос. «Праздничность» Нового года в российском менталитете не подвергается никакому сомнению, Новый год — единственный праздник, который празднуют все; он беспроблемен по сравнению с другими праздниками.  Дела давно минувших лет, Преданье старины глубокой… Задолго до наступления Святок начались уже разговоры об них. Чем ближе подходило 25 декабря, тем более сборов. Русскому воину не нужно много приготовлений: он всегда и на все готов; но надобно же сделать удовлетворение привычке, вкоренившейся с малолетства — готовиться к праздникам.  Передо мной лежит разворот газеты «Правда» за 28 декабря 1935 года. На нем помещен материал, вполне ординарный для тех лет: левая страница целиком занята докладом С. С. Лобова на Пленуме ЦК ВКП о вопросах лесной промышленности в связи со стахановским движением; на большей части правой — окончание доклада Лобова; внизу слева — статья А. П. Розенгольца «Советский торговый флот растет и крепнет»; в правом нижнем углу — телеграмма делегации американских армян, адресованная товарищу Калинину.  Мир советского ребенка, как известно, тщательно контролировался со стороны взрослых. С одной стороны, жизнь ребенка непосредственно включалась в общественную жизнь советских взрослых: ребенок ходил вместе с родителями на демонстрации, читал со сцены стихи на празднике, посвященном дню Великой Октябрьской социалистической революции, выслушивал политинформации по школьному радио и пр. С другой стороны, моделировался собственно детский микрокосм, во многом дублирующий взрослый, — пионерская организация. В серебристые рога? - Для малюток-медвежат, Что в берлоге крепко спят. Воют в трубах громко. Змейкой вьется по земле Легкая поземка. Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе. Дворник трубочку курил, И, усевшись на скамейке, Дворник снегу говорил: В лесу она росла, Зимой и летом стройная, зеленая была. | 
 
 | 
| НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО РУБРИКАМ | ||||||||||||||||
| 
 | 
| 
 | 
| 
 
 | 
 | |||||||||||
| 
 
 | |||||||||||||
| Детские сады Москвы :: Ветеринарные клиники :: Курение :: Катки Москвы :: Физическая подготовка | 
| © Независимая Пресса 2014-2025 Информация об ограничениях Реклама на сайте Полное или частичное копирование материалов с сайта запрещено без письменного согласия администрации портала Free-Press.RU | Создание, поддержка и продвижение сайта - Leon |