АКРОБАТИКА
Внедрялась в спортивную гимнастику не сразу. До известного времени существовало мнение, что эти "два разных" вида спорта не следует "смешивать". Но еще в 30-е гг. знаменитый мастер, один из наиболее артистичных гимнастов страны того времени, Николай Серый, совершил дерзкий шаг и ввел в вольные упражнения акробатическое сальто (с места). В дальнейшем акробатика стала занимать на ковре (и в переносном, и в прямом смысле) все большее место. При этом гимнасты-"спортивники" имели возможность заимствовать опыт у акробатов-прыгунов, которые, по понятным причинам, всегда шли впереди. Отметим ряд примечательных событий в прыжковой акробатике гимнастов.
Этап "гладких" сальто. Плеяда лучших мастеров первого послевоенного времени, блиставшая в 50-х - начале 60-х гг. (В. Чукарин, Б. Шахлин, Ю. Титов), практически не знала сложных прыжков с поворотами и тем более двойных сальто.
Этап внедрения "пируэтов" , который пришелся на 60-е гг., прежде всего знаменовался освоением более совершенных сальто прогнувшись (выпрямившись), что было необходимо для освоения поворотов. "Воронинская" когорта советских мастеров уже ввела в свои комбинации сальто назад с поворотом на 3600, хотя более сложные вращения так и остались для них малодоступными. Двойные и тройные "пируэты" стали достоянием лишь последующих поколений мастеров, выступавших в 70-х гг. и позднее. Показательно, что мастера-гимнастки всегда следовали за мужчинами, отставая от них в освоении новых прыжков лишь на 2-3 года и даже меньше. Особых успехов (что можно объяснить чисто биомеханическими, морфологическими причинами) женщины достигли в освоении пируэтных вращений. Так, в 80-е гг. число женщин, способных выполнять высококачественный тройной "пируэт", часто превышало число мужчин, пытавшихся делать то же движение.
Двойные сальто акробаты-спортивники начали делать уже в 50-х гг., тогда как гимнасты добрались до первого двойного сальто назад в группировке на полтора десятка лет позже, хотя дальнейшее развитие этого важнейшего, эффективнейшего профиля движения шло очень активно.
Комбинированные сальто особенно активно входили в практику мировой спортивной гимнастики во второй половине 70-х гг. При этом помимо "лунного" сальто ведущие мастера использовали различные, подчас прихотливые модификации сложных вращений: "полтора сальто с полутора пируэтами" (К. Томас, 1978 г.), из задней стойки, с поворотом полтора сальто боком ноги врозь в кувырок вперед (Ли Юйджу, 1979 г.) и др.
Двойные сальто прогнувшись ведущие мастера, включая женщин, стали осваивать в 80-х гг., и они сыграли в развитии "гимнастической акробатики" столь же важную роль, что и аналогичные упражнения на перекладине, кольцах. Первые опыты исполнения "двойного бланша" имели утилитарный характер ("главное - выкрутить"), но в дальнейшем совершенствование движения шло и идет ныне по пути все большего энергонасыщения (увеличение вылета, максимальное выпрямление тела).
Тройное сальто гимнасты стали показывать в конце 80-х гг. (В. Люкин, 1987 г.). Это пока рубеж, который женщинам труднее достичь, чем мужчинам.
"Директивные" сальто вперед стали насаждаться в гимнастике в последние годы по причине принятых FIG нововведений, поощряющих именно эти движения. И действительно, гимнасты стали лучше делать все вращения вперед, начиная с собственно сальто и кончая серийными переворотами вперед. В целом же этот шаг FIG следует признать спорным, если не абсурдным: долголетний прогресс мировой гимнастики в освоении наиболее важных (по чисто естественным причинам) вращений назад поставлен под удар. Усилия целых поколений специалистов сейчас теряют свою ценность...
УПРАЖНЕНИЯ НА БРЕВНЕ
Претерпели за последние полвека самые разительные перемены: из чисто "балансового" снаряда, изобилующего равновесными позами и перемещениями на ногах, бревно со временем стало снарядом, на котором выполняются трюковые виды многоборья, на нем, как и в вольных упражнениях, на первое место выходит прыжковая акробатика.
Бревно на этапе простых акробатических переворотов. Гимнастки времен прославленных олимпийских чемпионок Г. Гороховской и даже Л. Латыниной еще не владели темповыми элементами на бревне. В 50-60-х гг. акробатика на бревне представлена - помимо стоек - медленными переворотами вперед и назад ("перекидками") и реже - более быстрым переворотом боком, выполнявшимся адаптированной техникой, со сгибанием в тазобедренных суставах. Фактически это этап "статического" бревна.
Темповые перевороты стали внедряться в практику упражнений на бревне молодыми преемница ми блистательной Ларисы Латыниной - Ларисой Петрик, Зинаидой Ворониной, Ольгой Карасевой, Натальей Кучинской и их зарубежными соперница ми. На рубеже 70-х гг. произвольные комбинации на бревне начинают все более решительно оснащаться быстрыми переворотами вперед и особенно назад, что было принципиально важно, так как открывало пути для исполнения на бревне настоящих прыжковых соединений. Особенно показательна история совершенствования "фляка": первичная форма темпового переворота назад временно сменилась модой на "румынский" фляк, исполняемый с нарочитым разведением ног в передне-задней плоскости; такой "фляк" был более надежен, но... был лишен качеств динамического, "разгонного" прыжка.
Сальто Корбут, разученное знаменитой гимнасткой в середине 70-х гг., стало дерзким нарушением всех старых традиций. На Ольгу обрушился шквал, соединивший в себе шум славы и обвинений в провокациях против гуманности спорта. Но остановить начавшийся процесс было уже невозможно: упражнения на бревне стали стремительно оснащаться рискованными прыжками, техника которых все больше приближалась к технике традиционной акробатики.
От элементов к прыжковым комбинациям. В 80-е гг. происходит быстрое насыщение произволь ных комбинаций ведущих гимнасток мира все более сложными акробатическими прыжками и их соединениями, вплоть до хрестоматийных связок типа "рондат - фляк - сальто". При этом концовки таких комбинаций, по понятным причинам, вначале делаются в соскок (сальто прогнувшись, сальто прогнувшись с поворотами, двойное сальто, комбинирован ные сальто), а несколько позже появляются и исполнители с поворотом на бревно. В частности, в 1983 г. Альбина Шишова делает на бревне полноценный "пируэт" прогнувшись. Одним из направлений совершенствования таких трюков на бревне становятся в эти годы сложные акробатические наскоки на бревно, включая рондатовые прыжки с мостика (Келли Гаррисон, 1985 г.).
"Акробатическое развитие" упражнений на бревне продолжается и ныне. Его основная стратегия - усвоение мощной прыжковой техники с наращиванием скорости продвижения по опоре.
УПРАЖНЕНИЯ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ
Претерпели в течение полувека самые, быть может, поразительные изменения, так как за это время снаряд из модификации "параллельных" брусьев превратился в сдвоенный турник.
Этап "суженных" брусьев характеризуется возможностью исполнения на этом снаряде самых разнообразных упражнений в смешанных опорах. В 50-х гг. еще не редкость рабочие положения типа разновысокого упора на верхней-нижней жердях, статических равновесий на ноге (стоя на н/ж) и др. Маховые движения в основном представлены движениями типа "малых оборотов" или отмахов из висов лежа. Сложные сальтовые соскоки гимнасткам этого времени (50-60-е гг.) еще не известны; любимый соскок Ларисы Латыниной, с которым она блеснула на Олимпиаде в Мельбурне (1960 г.), - "разножка" с верхней жерди.
Последующие поколения гимнасток выучились делать на узких разновысоких брусьях немало интересных элементов. Вот некоторые из них, взятые как признак эпохи: Биржит Радохла (1964 г.) - отмахом назад с н/ж перелет в вис согнувшись сзади на в/ж; Вера Чаславска (1966 г.) - отмахом назад из упора на в/ж поворот на 3600 с перелетом на н/ж; Эрика Цухольд (1966 г.) - из виса согнувшись сзади на в/ж перелет дугой назад в стойку на н/ж; Ольга Корбут (1972 г.) - оборотом согнувшись на н/ж подлет назад в упор сзади на в/ж; Карин Янц (1972 г.) - из виса лежа махом назад сальто вперед в вис на в/ж. Одним из наиболее популярных соскоков в это время становится "срыв" с н/ж, развивавшийся затем долгое время, вплоть до трюков типа "срыв-сальто назад с поворотом на 3600".
Ударные отмахи из виса лежа составляли в 70-х гг. предмет пристального внимания специалис тов. Появился целый ряд сложных элементов, выполняемых мощным спадом и последующим отмахом назад из виса лежа. Кроме сальто вперед это были имитации мужских перелетов на перекладине типа "предножки" (Макси Гнаук, 1979 г.), "разножки" и т.п.
Соскоки дугой развивались в те же годы как реакция на дефицит достойных для гимнасток высшего класса соскоков большой трудности. Контровая структура таких движений, предъявляющая повышенные требования к подготовке исполнителя, была заметным препятствием для гимнасток начала 70-х гг. Но впоследствии соскоки этого типа широко распространились. Макси Гнаук владела на рубеже 80-х гг. такой "дугой - сальто вперед", что могла бы при желании делать и двойное сальто. Но... тенденция на освоение движений дугой была вытеснена другой непреодолимой тенденцией - на внедрение "больших махов" по типу перекладины, чему неизбежно способствовало постепенное увеличение разрешенной ширины брусьев. При этом все менее доступными становились движения отмахом из висов лежа, и брусья неуклонно превращались в сдвоенную перекладину.
Большие обороты стали широко входить в практику в 80-х гг. В советской гимнастике задача освоения первого большого оборота назад выпала плеяде Натальи Шапошниковой, Стеллы Захаровой, Марии Филатовой. На первых порах это движение давалось (и не без труда) в основном малорослым, физически хорошо подготовленным гимнасткам. Но позднее (на фоне все более расширяемых брусьев и совершенствования техники движения) оборот стал доступен практических всем. При этом адаптирован ная "женская" техника сменялась вполне "мужской" манерой работы. Расширенные жерди открыли новые возможности варьирования спада на оборот назад, что было крайне важно для подготовки отхода на соскоки большим махом. Заметно позднее гимнастки начали осваивать и большие обороты вперед (лицом наружу), применяя для этого смешанную технику, сочетающую в себе бросковое движение и "накат".
"Перелеты" на "новых" брусьях также стали делаться по образу и подобию перелетов на перекладине. Интересную эволюцию претерпел "перелет Ткачева". Его первая форма имела характер имитации (переворот в стойку и спад из нее с перемахом ноги врозь в вис согнувшись ноги врозь). Затем появились исполнительницы подлинного перелета (с контрдвижением на подъеме). И наконец - своеобразные вариации этого движения, в том числе элемент Елены Шушуновой (1987 г.): махом вперед подъем с поворотом кругом в стойку на руках и с поворотом кругом перемах ноги врозь назад в вис на в/ж.
Сальтовые движения махом вперед из виса начали бурно прогрессировать вместе с большим оборотом назад, совершая тот же путь, что и аналогичные упражнения на перекладине, но с задержкой примерно в 20 лет. Вначале стали исполняться сальто прогнувшись, уже вскоре - "пируэты", практичес ки вместе с ними - двойное сальто и чуть позже - комбинированные сальто. В настоящее время гимнастки уверенно вышли на уровень двойного сальто прогнувшись, хотя техника и параметры этого движения на брусьях отличаются от своего аналога на перекладине.
Итак, начав в заглавии статьи с цитаты из Федерико Феллини, вернемся в заключение к эпиграфу из Александра Сергеевича Пушкина: куда плыть гимнастическому кораблю в XXI веке? Заниматься предсказаниями -дело неблагодарное, ибо из всех принципиально возможных путей реальностью часто становится самый, быть может, неожиданный; в гимнастике события очень часто развивались по прихоти случая или моды. Но можно наметить наиболее вероятные, а также разумные пути продвижения нашего замечательного вида спорта в будущее. Что это за пути?
- Гимнастика неизбежно должна продвигать ся в направлении усложнения элементов и соединений, но решать эту задачу за счет требований к силовой, скоростно-силовой подготовке будет все труднее. Поэтому нужно изыскивать способы помощи гимнасту, вводя все более упругие, а быть может, и активные снаряды.
- Необходимо введение в постоянный обиход (включая соревнования) тотальной системы безопасности (мягкие или "выключающиеся" по команде извне снаряды, места приземления типа ямы с поролоном на всех видах многоборья и пр.); изменение концепции "доскока" (следует требовать не "жесткой" остановки, а лишь технически точного прихода на ноги, подобно тому как оценивается вход в воду у прыгунов с трамплина или вышки).
- Прыжково-толчковые снаряды должны иметь систему индивидуальной подстройки с изменением модуля упругости.
- Было бы неразумным развивать гимнастику преимущественно за счет количественных признаков движения (двойное сальто вместо одинарного, тройного пируэт вместо двойного и т.д.); из всех реально существующих структур движений современные гимнасты практически используют всего лишь около 10%... И совершенно необозримые возможности развития таятся в работе над соединениями.
- До сих пор комбинации на снарядах строятся, как правило, композиционно примитивно; гимнастику следует активно развивать в сторону большей художественности, ибо это - художественный вид спорта (и правила судейства должны этому способствовать, а не мешать, как сейчас).
- Многоборные соревнования не должны больше играть самодовлеющией роли, нужно открыть для спортсменов возможности специализироваться исключительно в избранных видах, так как по чисто природным причинам (конституция, двигательные качества, психика) каждый гимнаст больше предрасположен к работе на определенных снарядах, тогда как идеальных качеств "многоборца", строго говоря, не существует в принципе. Введение квалифика ции по отдельным видам (не исключая при этом и многоборья) сделало бы гимнастику гораздо демо-кратичнее, интереснее для зрителя и существенно повысило бы уровень достижений в каждом отдельном виде.
2007-02-26
http://www.infosport.ru