Да и более позднее время с трудом поддается детальному осмыслению: держа курс на развитие мировой гимнастики, FIG не могла все же управлять естественными событиями. История не планируется. Главное же в том, что от гимнастики прошлых лет мало что осталось.
Однако гимнастика развивалась, и развивалась мощно, стремительно, красиво. Пожалуй, в особенности это характерно для послевоенного времени, о котором автор как раз и может судить более определенно. Попробуем ниже проследить - хотя бы очень бегло, вскользь - наиболее примечательные вехи в развитии техники этого вида спорта и, соответственно, процесс роста сложности упражнений, этого, пожалуй, основного признака эволюционного развития спортивной гимнастики.
ПЕРЕКЛАДИНА.
"Турник" всегда был модельным гимнастическим снарядом, и поэтому почти все признаки прогресса (а иногда и упадка) в трактовке движений в первую очередь отзывались именно на перекладине. Вот наиболее характерные, на наш взгляд, вехи развития этого снаряда вплоть до настоящего времени.
"Романтический период", стиль "ласточки" . Движения малодинамичны, наивно-"стильны": спады делаются в нарочито прогнутом положении, бросковые движения в махах слабо выражены. Потолок трудности - "гладкое" сальто прогнувшись (прогнувшись!).
Начало "бросковой эпохи". В 50-х годах в практику входит бросковая, "швунговая" техника, заимствованная у цирковых турнистов, и распространяется на все маховые виды, хотя наиболее выраженной была и остается в движениях на перекладине. Правильная организация "броска" позволила резко активизировать все "большие махи", сделать их мощными, точными, хорошо управляемыми. Результат - освоение многих новых, более сложных упражнений. Но прежде чем это произошло, "бросок" должен был пережить целый ряд перипетий.
"Пародийный швунг" - одна из временных фаз развития "броска": не разобравшись в сути движения, гимнасты ударились в крайность, по принципу "чем больше, тем лучше". В итоге движения получались рыхлыми, недостаточно энергичными. Но этот этап работы научил гимнастов чувствовать ритм движений, находить нужную меру действий.
Мода на прямое тело стала реакцией на "пародийный швунг" и также была нежелательной крайностью. Отказавшись от выстроенного "броска", гимнасты "выплеснули с водой младенца": движение лишилось эффективного механизма подготовки маха ногами, стало хуже управляемым, неэкономичным, требовало много силы. Но и здесь нет худа без добра: стало понятнее, насколько важна для гимнаста активная "оттяжка", работа на высоком тонусе.
Японский оборот был впервые показан в 70-х годах японскими мастерами (С. Касамацу). В нем была предпринята попытка легализации оборота назад без броска, но с рационально подготовленной силовой тягой в плечах. Оборот был оригинален, но в практике держался недолго, так как был лишен очевидных преимуществ броскового движения.
Бросковые соскоки - одно из главных завоеваний "швунга". Именно благодаря им гимнастика стала все больше приобретать признаки "полетного" вида спорта. С 60-х годов гимнасты стали в массе делать двойное сальто, решительно изменилась техника соскоков махом назад, появилась категория эффектных соскоков "лётом" (доныне реализован ная не в полной мере).
"Лунное" и его "дети". В 1972 году японский виртуоз Мицуо Цукахара показывает "лунное" сальто - двойное сальто назад с общим поворотом на 3600. Сальто Цукахары, совершенно примитивное по технике, было быстро усовершенствовано (в первую очередь советскими мастерами) и начало блестящую эпоху "комбинированных сальто", и не только на перекладине.
Двойной "бланш" и золотая эпоха соскоков. Как атлетический вид спорта гимнастика всегда развивалась в направлении наращивания энергопотен циала движений. Кардинально важный признак этого - последовательное приближение к овладению двойными сальто выпрямившись. Пройдя период овладения "грязными" комбинированными сальто (несобранное положение полугруппировки, разбросанные ноги и пр.), гимнасты достигли уровня двойных "бланшей", которые открывают, в принципе, необозримые новые возможности - свободное освоение тройного сальто, сальто с многократными техничными поворотами и др.
"Ткачевский" и его семейство. Перелет, получивший имя Александра Ткачева, был разработан автором этих строк еще в 60-х годах и впервые опробован в тренировке в 1968 г. (исполнитель - М. Питомцев). Последующий успех движения объясняется тем, что оно открыло целый "профиль" элементов. Вслед за Г. Якуниным (1974 г.), показавшим вариант движения - "обратный лёт", А. Ткачев показывает перелет ноги врозь в вис (1977 г.), спустя десятилетие развитие движения доходит до перелета выпрямившись (В. Люкин, 1987 г.) и даже перелета с поворотом. Появляются и другие варианты движения типа "маринич".
"Делчев", "гингер" и другие. Первые попытки освоения сальто в вис делались еще в конце 50-х гг., но гимнастам не хватало технической культуры. Сальто С. Делчева появляется лишь в 1977 г., а годом позже - вариант Э. Гингера. Этими элементами открывается важная эпоха сальто с подлетами и перелетами на перекладине.
Сальто-перелеты предлагались ведущим мастерам еще в начале 60-х гг. Перелет, позднее получивший имя П. Ковача, в 1979 г. предлагался в виде подробной разработки в сборную команду СССР еще в 1968 г., но остался невостребованным как "нереальный". Однако направление было и остается чрезвычайно перспективным. Исполняются соскоки типа "хоффман", перелеты "гэйлорд", развиваются "симметричные" им аналоги типа "штрауманн" и др.
"Китайский" оборот - модная и ныне техника подготовки перехода от больших оборотов назад к соскокам, показанная Тон Фэем. Являясь модернизацией "пародийного швунга", эта техника обладает как некоторыми достоинствами активного "броска", так и пороками утрированного "волнообразно го" спада.
БРУСЬЯ.
Эволюция упражнений на брусьях за последние полвека была не столь разительна внешне, но в действительности тоже очень значительна.
Спады простые, "ранние" и "поздние" . Как и везде в гимнастике, развитие движений на брусьях шло прежде всего в направлении повышения их энергетики. На рубеже 60-х гг. происходит прорыв в исполнении движений под жердями, гимнасты находят технику форсированного "раннего" спада, позволившего резко продвинуть вперед движения махом вперед в висе согнувшись: появляются более сложные формы оборотов под жердями, а такой "солидный" элемент, как подъем дугой в упор, лишается ценности.
"Оберучная" эпопея. С начала 50-х гг. мастера увлекаются маховыми поворотами в упоре. От примитивного раннего и низкого поворота махом вперед они приходят к поворотам современного типа, с разновременным отпусканием рук.
"Диомидовский" поворот, показанный Сергеем Диомидовым в 1964 г., знаменовал окончатель ную победу техники одноопорного движения. В том же году П. Хейли показывает "вертушку", обратную "диомидовской", - махом назад через стойку, но в широкую практику это движение входит гораздо позже.
"Всё в стойку". Идея "оберучного" в стойку на руках, "диомидовского", а также сальто назад над жердями стала в 70-е гг. настолько самодовлеющей, что ведущие мастера считали своим долгом делать все, что только возможно, "в стойку". В результате комбинации тех лет приобретали порой довольно однообразный характер...
Сальто над жердями делались на брусьях с давних пор, но класс их исполнения постоянно менялся. Гимнасты времен легендарного Виктора Чукарина умели делать только простое "прогонное" сальто в упор. Решительного сдвига здесь добилась плеяда времен Сергея Диомидова, Михаила Воронина, Виктора Клименко, которая довела это движение до высокой степени виртуозности. Выработалась тонкая техника "подконтривания" вращения, позволившая, не теряя высоты подлета (а даже увеличивая ее!), управлять вращением. Позднее появляются и опыты исполнения сальто с подчеркнуто прямым телом, но опять-таки не дают убедительного результата. Происходит ряд изменений и в работе руками в полете; последний вариант - быстрый пронос прямых рук в передне-задней плоскости, увеличивающий визуальный подлет и контрвращение тела. Одновременно прогрессируют и сальто вперед, которые (после ранних неудач) начинают делаться в упор, в том числе из упора на руках (Ф. Хонма, 1972 г.).
Обороты с прямыми руками. Достижения в области спадов открывают для гимнастов заманчивые возможности в части исполнения мощных оборотов под жердями, которые начинают делаться легко, с подлетом и исключительно через прямые руки.
Двойные сальто на брусьях стали делать в 70-х гг. и довольно скоро соответствующий соскок назад стал массовым явлением, приведя даже к известному однообразию. Несколько позднее, чем сальто назад, осваивается и соскок двойным сальто вперед. Наконец, в середине 80-х гг. делаются попытки исполнения двойных сальто с возвращением на снаряд (С. Морисуе, 1984 г., и др.). Этот процесс развивается и ныне, так как ресурсы повышения энергетики при спадах на такие сальто далеко не исчерпаны.
Спады и обороты вперед - аномальная форма движения на брусьях. Лишь в 70-е гг. предпринима ются первые попытки таких движений (В. Марченко), а в 1987 г. американец Б. Гинсберг показывает и большой оборот вперед.
Движения в висе формально открываются с большого оборота назад, показанного в 1978 г. Эйдзо Кенмоцу. Далее следует лавина производных от этого движения, вплоть до аналогов переворотов назад (Ю. Королев, 1981 г., К. Гусикен, 1983 г.) и "ткачевского" (С. Типпельт, 1987 г.).
УПРАЖНЕНИЯ НА КОЛЬЦАХ
За последние полвека совершили в своем развитии как бы подъем по спирали. Будучи вначале преимущественно снарядом для выполнения силовых упражнений, кольца затем приобрели славу яркого махового вида, после чего - не теряя своего махового репертуара - стали вновь вбирать в себя силовые компоненты.
"Доворонинская" эпоха - это времена незрелой маховой техники, при которой умеренно-дина мическая работа сочетается с откровенными "дожимами". Корифей мирового гимнастики В.И. Чукарин "как из пушки" вылетает в стойку на руках, но... сгибает руки в локтях. В большой цене - сложные элементы, в исполнении которых непревзойденным оставался Альберт Азарян.
"Воронинский стиль" начинает совершенно новую эпоху в развитии колец. "Воронинский стиль" - это динамичная маховая работа в висе с подъемами исключительно через прямые руки и с филигранной фиксацией -после маховых движений - конечных положений. С середины 60-х гг. это направление становится всеобщим.
От "выкрутов" к большим оборотам. Ключевую роль в совершенствовании махов в висе на кольцах сыграли опять-таки энергонасыщающие движения типа "высоких выкрутов" назад и вперед. Современный "высокий выкрут" - это фактически оборотовое движение, выполняемое без фиксации конечного положения и могущее выполняться циклически, с нарастанием амплитуды маха. Освоение техники этих движений сопровождается начиная с 60-х гг. нахождением целого ряда важных технических приемов: спадов со сведенными руками и более выпрямленным телом, быстрого и активного (а не расслабленного!) прогибания перед махом вперед в висе, прохождения виса с использованием рессорных свойств плечевого пояса, полувкручивания на махе назад и др.
Эволюция сальто также тесно связана с совершенствованием махов в висе. Новая маховая техника открывает перед гимнастами возможности освоения современных высоких сальто с поворотами, двойных и тройных сальто. В частности, на смену примитивным "пируэтам" (с ранним отпусканием только одной руки) приходят эффектные движения с полноценными безопорными поворотами.
Возвращение "силы". С начала 80-х гг. ресурсы развития маховых движений на кольцах начинают несколько скудеть, и гимнасты вспоминают об исконно кольцевом репертуаре. Выясняется, что ведущие современные мастера не хуже классиков умеют делать сложнейшие силовые элементы, умело сочетая их с современными махами.
КОНЬ.
Этот снаряд всегда занимал особое место в гимнастике, так как для махов на коне нужны не столько сила, гибкость или скоростные качества, сколько совершенно специфические качества и свойства. Хороший коневик (такой, например, как замечательный советский мастер Владимир Лаврущенко) даже в 40-е гг. мог бы - на основе техники того времени! - освоить многие современные упражнения, что совершенно исключено в других видах многоборья. Но все же и конь естественным образом прогрессировал.
Техника универсального круга. Одна из важнейших тенденций в развитии упражнений на коне заключалась в постепенном переходе к технике круговых движений, позволявшей одинаково (и одинаково успешно) работать на всех частях снаряда, а если надо - то и не на коне, вплоть до кругов на полу. Это позволило с совершенно новой точки зрения посмотреть на подготовку гимнастов (заслуга в формировании этого подхода принадлежит известному специалисту Б.В. Маслову).
Феномен Мадьяра. Индивидуальные успехи в выполнении упражнений на коне в сильнейшей степени зависят от конституции гимнаста. Счастливым сочетанием нужных качеств (в том числе творческих) обладал знаменитый венгерский коневик Золтан Мадьяр. Он персонально на протяжении целого ряда лет двигал вперед упражнения на коне как вид многоборья. Впервые показанные Мадьяром проходы кругами поперек, "шпиндель" (круг двумя с поворотами в разноименную сторону) совершили революцию в махах на коне: стало ясно, что ресурсы этого вида многоборья гораздо шире, чем казалось. С первой половины 70-х гг. появляются самые разные модификации движений на коне, вплоть до наиболее сложных (структурный венец этого направления развития - полный проход "винтами" через все опорные зоны коня).
Противоходы - аналог "прямых" переходов из одной опорной зоны коня в другую, выполняемые не в упоре двумя на ручке, а в упоре сзади, - стали выполняться в конце 70-х гг. (Э. Кенмоцу). Будучи не самыми сложными движениями, они показали, что решительно все, что можно придумать для опорных упражнений на коне, реально выполнимо.
Круги "деласал-томас ", появившись в 1976 г. в качестве "декоративного" варианта обычных кругов, поначалу и существовали лишь как круги, получившие новое внешнее оформление. Однако биомеханика этого движения заметно отличается от биомеханики обычных кругов. Главное отличие за-ключается в том, что благодаря разведению ног гимнаст имеет возможность существенно поднять траекторию центра масс тела относительно опоры. Это обеспечило совершенно невиданную ранее возможность выхода с кругов в стойку на руках и обратно. Это сделало махи на коне необыкновенно пространственными, придало им новое "измерение". К тому же быстро выяснилось, что "деласалом" можно делать практически любые другие (а не только простые) круговые движения.
Скрещения новые и старые. Плоские махи на коне относятся к самым старым формам движения, известным не одно столетие. Но если махи типа "одноножных" перемахов, кругов, скрещений в давние годы были обязательным компонентом комбинаций, и не только у новичков, то в эпохи бурного развития круговых движений о плоских махах забыли, так как казалось, что серьезному развитию они не поддаются (хотя еще во времена В. Лаврущенко делались довольно сложные скрещения с поворотами, перескоками и др.). Но с развитием техники "деласал-томас", заставившей мастеров искать способы ухода из стойки на руках, вновь вышли на сцену плоские махи. Стали появляться новые формы этих упражнений, типа скрещения в стойку на руках (Ли Нин, 1982 г.). Однако возможности этих движений далеко не исчерпаны.
ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ
Всегда отличались относительной скромностью возможностей в развитии движений, а главное - их общим потенциальным числом, хотя на самом деле возможности этого вида гораздо обширнее, чем может показаться. Вспомним основные вехи в развитии этого вида многоборья у мужчин и женщин.
Эра "прямых прыжков" охватывает довоенное и раннее послевоенное время. И гимнасты, и гимнастки владели в это время преимущественно прыжками типа простых "разножек" и переворотов вперед. Первые выполнялись с высоким "замахом" и не имели активной полетной фазы после отталкивания руками. Вторые выглядели как относительно вялое движение через стойку на руках с длительной, пассивной опорой на кистях.
Активизированные "лёты" и перевороты стали осваиваться в 50-х гг. Появился прогрессивный "лёт" с умеренным замахом и активной "кипой" при отталкивании руками. На этой основе стали возможными прыжки с мощным вылетом: умеренным прогибани ем, а позднее и с поворотами. Параллельно стали меняться и перевороты вперед: и мужчины, и женщины стали мощнее разбегаться, отталкивание руками приобрело большую мощность, быстродей ствие, но главное - отталкивание стало наконец трактоваться как генерализованная работа всем телом. Появилась техника подготовительного "подрессори вания" с предварительным прогибанием тела на опоре. Использовалась и "альтернативная" техника переворотов типа "ямасита" (1962 г.) с наскоком в закрытом положении. Отметим, что эта техника не исчерпала своих возможностей доныне, хотя, по сути дела, совершенно забыта.
"Цукахара" подлинный и ложный. Именной прыжок Мицуо Цукахары, вынесенный на широкую арену в 1970 г., на самом деле впервые появился в СССР до Цукахары и был показан советским мастером А. Углевым. Подлинный "цукахара" - это прыжок на коне с поворотом кругом в стойку на руках (а не боком, как часто считается) и последующим полуторным сальто назад. Дальнейшее развитие этого движения было сложным. В наиболее структурно чистом виде его показывают гимнастки, которых заставляет это делать конь, поставленный продольно. Что касается мужчин, то они быстро нашли другую структуру: наскок с поворотом боком и с дальнейшим вращением по сальто вперед. Этот вариант еще в 1974 г. получил наименование "касамацу", но в дальнейшем влился в общий поток прыжков "цукахара", и, кажется, многие тренеры и судьи до сихпор не отличают его от настоящего "цукахары"... Так или иначе, но прыжки этого типа активно развивались и дали много сложных вариантов.
Переворот и сальто. Переход от одинарного переворота вперед к прыжкам класса "переворот - сальто" дался гимнастам и гимнасткам нелегко: фактически пришлось сформировать гимнаста-прыгуна нового поколения. Но как только на рубеже 60-70-х гг. это произошло, в опорных прыжках совершилась революция, вид стал намного атлетичнее, интереснее. Появилось много усложненных вариантов движения - с ранними и поздними поворотами и с двойными вращениями (Феликс Роче: 1979 г.), а также сальтовые прыжки боком. У гимнасток аналогичные прыжки по понятным причинам появились несколько позже.
"Рондатовые" прыжки начали делать гимнасты-мужчины, но известность они приобрели, скорее, благодаря гимнасткам. Первый прыжок этого типа сделала в 1982 г. Наталья Юрченко. Он представлял собой наскок рондатом на мостик с последующим "фляком" через коня. Дальнейшее развитие этого профиля опорных прыжков протекало по "сценарию" прыжков "цукахара", в которых вторая полетная фаза дополнялась усложняющими вращениями. В практике мужской гимнастики "рондатовые" прыжки используются мало, хотя их возможности достаточно велики. Имеют перспективу даже прыжки с наскоком, как ни парадоксально, переворотом вперед без поворота, так как последующий уход с мостика в этом случае дает новые возможности для вращения вперед в первой полетной фазе.