Так, еще в 1976 году группа известных специалистов-гимнастов констатировала резкое увеличение сложности женской спортивной гимнастики по сравнению с 1952 годом (почти в 8 раз). По мнению Е.Ю. Розина, по итогам ХХII Чемпионата мира успеха на брусьях в то время могла достичь только гимнастка с определенными морфологи ческими предпосылками: небольшими длиной и массой тела, т.е. девочка-подросток с задержкой развития. Именно строгий запрос спортивной практики дал резкий толчок омоложению женской спортивной гимнастики. Однако несмотря на мнения педагогов, для спортивных медиков остается актуальным вопрос: "Почему спортивные гимнастки имеют позднее половое развитие, задержку физического развития и узкий таз". Большинство медиков до сих пор поддерживают мнение, сформированное еще в 30-х годах профессором-ги некологом Елкиным, который при обсуждении причины этого явления не только опирался на свои собственные данные, но и ссылался на исследования немецких ученых в 20-х годах. Все они единогласно считали, что причиной зауженного таза гимнасток непосредственно является физическая нагрузка, формирующая высокий тонус мышц спины, прикрепляемых к костям таза. Они-то, по мнению данных авторов, и сдерживают расхождение костей при формировании женского таза. Но существует и другое мнение. Полагаясь на запросы спортивной практики, которая при первичном отборе в данный вид спорта выбирает определенные соматотипы, можно найти доказательный ответ. Медикам хорошо известны факты существования разных соматотипов у детей, которые и без занятий спортивной гимнастикой отличаются замедленным ростом в длину, поздним половым созреванием и узким тазом. Необходимо было решить вопрос о том, усугубляет ли гимнастика ретардацию у девочек.
Рассматриваемый вопрос имеет первостепенное значение в профилактике нарушений репродуктивной функции девушек и женщин, занимающихся спортивной гимнастикой. И связано это с тем, что, по данным акушеров-гинекологов, женщины с поздним половым созреванием и узким тазом значительно чаще имеют репродуктивную патологию, чем женщины в популяции. Априори было сформировано предположение о том, что высокая репродуктивная патология гимнасток не есть результат занятий спортом, а является следствием их конституциональных факторов. Вопрос этот необходимо было решать объективно, так как спортивной гимнастике со стороны акушеров-гине кологов и педиатров было предъявлено тяжелое обвинение.
Встал вопрос о реабилитации целого вида спорта, поскольку далекие от гимнастики люди, воспринимая информацию дилетантов-журналистов без должного анализа, не зная сути вопроса, обвиняли женскую спортивную гимнастику в этих грехах. А ответить на него можно было, лишь проследив причинно-следственную связь данного явления: отбор - тренировка - физическое и половое развитие спортсменок.
Идя по ступенькам в поисках объективного ответа, вновь пришлось вернуться к анализу запросов спортивной практики: "Какие дети удовлетворяют тренеров при отборе в женскую спортивную гимнастику"? Ответ был неоднозначным. С одной стороны, - это изящные, легкие девочки, с тонким костяком, а с другой - коренастые, сильные. Первые в педиатрии относятся к грудному, а вторые - к мышечному соматотипу. Такие дети существуют в человеческой популяции вне зависимости от занятий спортом. И на этом этапе возникло первое важное предположение, позволяющее реабилитировать спортивную гимнастику: сравнение всех исследуемых параметров у гимнасток необходимо проводить не с детьми в популяции в целом, а с детьми таких же соматотипов (в качестве контрольной группы), которые потенциально могли бы быть отобранными в спортивную гимнастику.
Учитывая важный аспект наследственности, второй ступенькой в поиске ответов было выяснение доли генетических факторов в исследуемом явлении. И поэтому в поисках причин ретардации взгляд был обращен к родителям юных гимнасток. Нами было выявлено, что длина тела у отцов гимнасток составляла в среднем 172 см, что при сравнении со средними показателями в популяции (176 см) свидетельствовало об отставании первых в среднем на 4 см. Вклад материнского фактора тоже был явным. Так, матери юных гимнасток были еще ниже (в среднем 158 см) и отставали от популяции на 6 см. Мало того, была доказана взаимосвязь спортивного мастерства гимнасток с наследственными факторами. При сравнении показателей физического развития родителей гимнасток-мастеров спорта с таковыми у родителей девочек с более низкими спортивными разрядами, была выявлена прямая зависимость. Так, средняя длина тела у отцов гимнасток-мастеров спорта соответствовала 167 см. Это было меньше на 5 см, чем в общей субпопуляции отцов гимнасток и на 9 см меньше, чем в популяции мужчин в целом. Та же зависимость регистрировалась и у матерей. Средняя длина тела матерей гимнасток-мастеров спорта была на 10 см меньше, чем в популяции в целом (соответственно 154 и 164 см).