Наиболее распространенные фармпрепараты – радиопротекторы – синтезированы на основе биологических веществ – серосодержащих аминокислот, биогенных аминов (серотонин, гистамин) или комплексонов. Эти биологически активные вещества или их предшественники, в меньшем или большем количестве содержащиеся в традиционных рационах питания, оказывают радиозащитное действие. Наиболее выраженное радио протекторное действие оказывают серосодержащие аминокислоты (цистин, цистеин, метионин), которые “экранируют” SH-группы в молекулах белка и таким образом предохраняют их от действия ионизирующей радиации. Это послужило основанием для включения в диету больных, подвергшихся радиационному облучению, продуктов – источников серосодержащих аминокислот (белок яйца, творог, сыр, рыба, мясо, бобовые) с увеличением их суммарного содержания в диете свыше 7 г в сутки.
Установлено, что усиленное образование в организме некоторых биогенных аминов (серотонин, гистамин) повышает его радиоустойчивость. На их основе созданы специальные препараты – радиопротекторы, которые рекомендуются для фармакотерапии и фармакопрофилактики радиационных поражений. Предшественниками образования в организме этих биогенных аминов являются аминокислоты – триптофан и гистидин, – повышенное потребление которых может сопровождаться большей радиоустойчивостью. Источниками этих аминокислот служат молочные и другие продукты животного происхождения, бобовые. В результате употребления этих продуктов количество поступающего в организм триптофана увеличивается до 1,9 г/сут, а гистидина – до 4,4 г/сут, что в 2- 2,5 раза превышает физиологическую потребность.
Один из принципов диетотерапии больных, проживающих в радиационно неблагополучных регионах, – увеличение потребления белковых продуктов животного происхождения и бобовых, которые содержат пищевые вещества, оказывающие радиопротекторное действие. При этом общее количество белка в рационе следует повышать до 115-120 г/сут (15-17% от общей энергетической ценности рациона), а соотношение животный белок: растительный белок должно со ставлять 1:1. Повышенная квота белка в рационе обеспечивает также и иммунокорригирующее действие диетотерапии.
Известно, что при повышении активности антиоксидантной системы организма снижается активность перекисного окисления липидов (ПОЛ) и уменьшается повреждение клеток при ионизирующем облучении. Активность антиоксидантной системы организма в значительной мере определяется обеспеченностью организма такими витаминами, как А и его предшественника бета-каротина, Е, С. При дефиците этих и других витаминов в пище повышается радиочувствительность организма и утяжеляются радиационные поражения, снижается резистентность организма даже к малым дозам радиации. При оценке витаминной обеспеченности населения из зоны отселения практически у всех обследованных была зафиксирована поливитаминная недостаточность различной степени выраженности, что наряду с имеющейся патологией может быть самостоятельной причиной активации ПОЛ.
Вторым важным принципом диетотерапии этих больных является восстановление и повышение активности антиоксидантной системы организма за счет восполнения имеющегося дефицита витаминов – антиокислителей. С этой целью в рацион вводят молочный жир, продукты, богатые бета-каротином (морковь, свекла, другие овощи и фрукты), подсолнечное масло, грецкие орехи, отвар шиповника. В общей сложности в диете повышается содержание витамина С в 2 раза, витамина А (суммарно с бета-каротином) более чем в 2 раза, витамина Е – более чем в 3 раза (относительно физиологической потребности организма в этих витаминах – антиоксидантах).
Витамины – B1, B2, B6, пантотеновая кислота, биотин не только выполняют кофакторную функцию в метаболических процессах в организме, но и участвуют в обмене серосодержащих аминокислот и гистамина, вызывают самостоятельный радиопротекторный эффект. Кроме того, витамин B6 является дополнительным источником серы, а витамин В1 обладает способностью потенцировать радиопротекторный эффект других пищевых веществ. Если учесть, что облучение само по себе может вызывать или усугублять уже имеющийся витаминный дефицит, очевидна необходимость назначения дополнительно к диете поливитаминных препаратов в дозах, превышающих их суточную потребность. Рекомендуются поливитаминные препараты “Ундевит”, “Гексавит” или другие аналогичные наборы витаминов.
Третий принцип диетотерапии больных из радиационно неблагополучных регионов – строгий учет количественного, особенно качественного, состава жира как субстрата ПОЛ. При оценке фактического питания больных из зоны отселения установлено, что потребление жира в среднем на 15% превышает норму физиологической потребности в нем, причем соотношение растительного и животного жиров было существенно снижено, составляя 1:7 (вместо рекомендуемого 1:3). Между тем количественный и качественный состав потребляемых жиров должен определяться патогенетическими особенностями конкретного заболевания.
Четвертый принцип диетотерапии предусматривает обеспечение оптимального минерального состава рациона, в первую очередь по содержанию в рационе солей железа, йода, калия, кальция.
Учитывая повышенную чувствительность кроветворной системы к ионизирующей радиации, для стимуляции кроветворения, прежде всего клеток эритроцитарного ряда, увеличивают в диете квоту животного белка до 115-120 г (мясо, рыба, печень), что является дополнительным источником железа в легкоусвояемой форме. Таким образом, содержание железа в суточном рационе в 2 раза больше, чем физиологическая потребность в нем.
Несмотря на то что среди радиобиологов и клиницистов нет однозначного мнения относительно необходимости йодной медикаментозной профилактики поражения щитовидной железы, целесообразность введения органического йода с пищей не вызывает сомнения. Источниками органического йода могут служить морепродукты, морская капуста, морская рыба и т.д.
Обогащение рациона солями калия и кальция основывается на использовании их конкурентных взаимоотношений с радионуклидами – цезием и стронцием. В качестве источников кальция служат молочные продукты, калия – сухофрукты (чернослив, изюм, курага), белокочанная, цветная капуста, картофель, а также другие овощи и фрукты.
В последние годы придается большое значение радиопротекторному действию такого микроэлемента, как селен, основная биологическая роль которого связана с действием глютатионпироксидазы (Глю-Px), защищающей клеточные мембраны от воздействия ПОЛ. Кроме того, дефицит селена приводит к некрозу печеночных клеток, в то время как селен в сочетании с витамином Е и серосодержащей аминокислотой цистеином защищает клетки печени от некротической дегенерации.
Следует отметить, что, хотя селен и витамин Е имеют разные точки приложения, оба они снижают негативное влияние липопероксидов. Поэтому в условиях дефицита витамина Е и селена одно из веществ может заменить другое и каждое в отдельности способно ликвидировать этот дефицит. Констатировано также, что витамин С способствует усилению абсорбции селена в кишечнике и повышает его включение в Глю-Px. Селен содержится в продуктах морского происхождения, субпродуктах и зерновых.
Большое значение в лечении радиационных поражений имеют комплексоны, которые в кишечнике связывают радионуклиды и токсичные продукты радиолиза и ускоряют их выведение из организма. К таким веществам относятся пищевые волокна (неусвояемые углеводы), преимущественно водорастворимые, и препараты кальция.
Пятый принцип диетотерапии – обеспечение достаточного содержания в рационе источников растворимых (хелатообразующих) пищевых волокон. К таким продуктам относятся морковь, свекла, яблоки, слива, абрикосы, сухофрукты. Дополнительно, по показаниям, в некоторые рационы вводят концентрат пищевых волокон – пищевые пшеничные отруби. Таким образом, содержание пищевых волокон в диете составляет в день около 40 г.
Суммируя изложенные принципы диетотерапии лиц, подвергшихся радиационному облучению, следует подчеркнуть, что диетотерапия основывается на сочетании принципов радиопротекторного действия пищевого рациона с диетологическими принципами, рекомендуемыми при том или ином заболевании внутренних органов, в частности с требованиями к химическому составу диет, набору продуктов, их кулинарной обработке, режиму питания, энергетической ценности (калорийности) диет. Калорийность применяемых диет должна соответствовать физиологической потребности в энергии для данной возрастной категории мужчин и женщин и их показателям роста и массы тела. При лечении сопутствующего ожирения энергетическая ценность рациона редуцируется, но не более чем на 30% от физиологической потребности в энергии с сохранением основных перечисленных принципов диеты. Для упрощения практического использования основных диетологических принципов радиопротекторного действия пищи следует в базисные диеты, адаптированные к каждой нозологической форме, вводить стандартные добавки, включающие: творог (100 г), яичный белок (20 г), морскую капусту (30 г), курагу (30 г), орехи грецкие (ядро – 30 г), мед в отсутствие противопоказаний (30 г), отвар шиповника (200 г), лимон (30 г), пищевые пшеничные отруби (30-40 г). Этот набор продуктов обеспечивает дополнительно 22 г/сут белка (из них 20 г животного), 21 г/сут жира (из них ПНЖК – 14 г), 21-44 г/сут углеводов (в зависимости от включения или исключения меда), 3,5 г пищевых волокон.
Перечисленные продукты или включают в блюда, или дают в натуральном виде.