Потребность в «самосозерцании» возникла у человека довольно рано. Известно, что по крайней мере в третьем тысячелетии до нашей эры зеркалами уже пользовались
Поначалу волшебное свойство зеркала «давать отображение-смущало наших предков. Они полагали, что отражение человека и есть его душа Возникало опасение: а вдруг душа, переместившись в зеркало, не вернется в тело и это повлечет за собой несчастья, даже смерть!
Обычай, связанный с этими древними, давно забытыми представлениями, дошел до наших дней: завешивать зеркала или поворачивать их к стене, когда в доме покойник. Отсюда же «знаменитая» примета насчет разбитого зеркала.
Древние считали, что души умерших неблагосклонны к оставшимся в живых. Поэтому сарматы, например, клали в могилу намеренно поврежденное зеркало: в нем уже не могла затаиться бездомная душа, и ей, очевидно, ничего не оставалось, как поспешно отлететь в мир иной.
Каких только чудодейств не приписывали зеркалу на протяжении его истории! Арабы считали, что зеркала, «отражая» злых духов, приносят человеку счастье. Китайские и арабские воины, отправляясь в сражения, надевали зеркальные амулеты (кусочки зеркала, подвески) на грудь. В Китае новобрачная в день свадьбы суеверно держала зеркальце на сердце. До недавнего времени зеркала вешали на дверях домов, если поблизости случалось несчастье. Сибирские шаманы уверяли, что зеркало может показывать будущее.
На оборотной стороне древних металлических зеркал встречаются изображения божеств с зеркалом в руке—атрибутом божественной власти. В буддийских храмах с помощью зеркала и сейчас освящают воду: зеркало ставится так, чтобы в нем отражалось алтарное изображение Будды, затем на него льют воду, отчего она становится «святой». Ее пьют, и окропляют ею верующих.
Символом чистоты и талисманом против злых духов считалось зеркало в древней Японии Особенно почитали бронзовое зеркало—изображение солнечного диска, всемогущего божества, которому поклонялись в храмах.
Но наши предки не забывали и о естественной потребности хоть раз в день полюбоваться на свое отражение. Зеркала держат под рукой на столе, берут с собой в дорогу в специальных кожаных мешочках В захоронениях сарматов археологи находили зеркала вместе с миниатюрными сосудами для различных притираний, краской для бровей и ресниц.
Какие же это были зеркала? Чаще всего их изготовляли из бронзы и серебра—они хорошо отражали и не заволакивались окисными пленками. А в богатых домах употребляли даже драгоценные зеркала из золота и платины.
Древние греки чаще всего делали круглые зеркала с ручкой в виде скульптурной фигуры, с маленькими отверстиями по краям, куда вставлялись костяные булавки или иголки, необходимые в женском туалете.
Античные мастера черпали идеи для оформления зеркал из мифологических сюжетов, удачно найденная деталь ложилась в основу массовых изделий. Так в Италии появились многочисленные зеркала с ручкой в виде фигурки Афродиты или палицы Геракла.
Когда же начали делать стеклянные зеркала? У римлян они появились в I веке нашей эры. Пока еще небольшие кусочки стекла с металлической—оловянной или свинцовой—подкладкой. Но короток был их век: рушится Римская империя, а новым хозяевам—суровым варварам нет никакого дела до своего отражения. Скомпрометировавшее себя связью с языческими представлениями и обрядами, зеркало в Европе надолго исчезает и появляется вновь лишь в XIII веке
Считают, что в Азии стеклянные зеркала были созданы раньше, чем в античном мире. История их связана с городом Сидоном. Древний город (его основание относят к третьему тысячелетию до нашей эры) стоял на побережье Средиземного моря в Древней Финикии. Славился он удобной гаванью, искусством изготовления тканей и более всего—стеклоделием, которое появляется в этом городе-государстве очень рано. По некоторым сведениям, древние сидоняне первыми овладели и секретом изготовления стеклянных зеркал. В период крестовых походов XII—XIII веков в Сидон пооникают европейцы И здесь они узнают о существовании стекпянных зеркал, дающих более совершенные отражения Европейцы, с горем пополам обходившиеся полированными металлическими пластинами и черными стеклами, разрабатывают свою зеркальную технику, позаимствовав идею у сидонян.
В XIII веке в Венеции, которая чуть позже прославится художественным стеклом, открывают способ подводки дутых зеркал ртутью. Знаменитые зеркала, известные под названием венецианских стекол, расходятся по всей Европе. Долгое время зеркала умели только выдувать, такой способ производства ограничивал их размеры. Листовое стекло появляется лишь в XVII веке во Франции, где открываются и первые зеркальные заводы.
Примерно тогда же зеркала начинают делать и в России: указом Петра I повелевается завести «зеркальные заводы в Киеве в пристойном месте».
Появление листового стекла позволило зеркалу приобрести ранее недоступные внушительные«в полный рост-размеры, что сразу же обеспечило ему небывалый успех.
Классицизм и барокко пользуются зеркалами неумеренно, употребляя их для отделки дворцовых стен и каминов. Дворец XVIII века—это сверкающее обилие зеркал в пышных рамах. Бесчисленные зеркала раздвигали стены, сотни свечей отражались в них, и словно анфилады комнат разбегались от парадного зала.
Девятнадцатый век несколько поумерил увлеченность зеркалами, а в рациональном двадцатом они почти теряют декоративную роль и оформляются в соответствии со своим бытовым назначением. Зато в эти последние столетия значительно меняется качество зеркала. В конце девятнадцатого века вредный для здоровья рабочих способ нанесения на стекло ртутно-оповянной амальгамы заменяют серебрением Оно и сейчас применяется в зеркальном производстве.
Зеркало завоевывает новые сфершения. в наши дни оно взято на вооружение в науки технике Самой разной формы—плоские, вогнутые, выпуклые, со сферической, цилиндрической поверхностью—зеркала широко используются в автомобильных фарах, прожекторах, в объективах фотоаппаратов, в микроскопах. Особо точные зеркала изготовляют для астрономических и спектральных приборов.
Но никогда не иссякнет основной источник популярности зеркала: во все времена обращаются к нему с одним вопросом:
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее?..
Е. Алексеева