"Коза" - в вывороченном тулупе."Баба-Яга" ехала в ступе с костяными ногами, помелом заметала своё след. "Дорожные люди" ходили с палкою в руке, в лаптях и дорожном кафтане. Лица имели подкрашенные; иные из них разыгрывали калек с поддельными горбами, привязав к спине решето или короб; иные были с кривыми, уродливыми ногами. Их расспрашивали, откуда они идут, что где слышно, куда направляются.
Сходным образом рядились на святки в Костромском крае: "стариками" со страшными горбами, коновалами, шерстобитами, Петрушкой, разными пугалами в виде стариков, чертом, навязывая на голову кудели, чтобы был хохлатым, косматым и вычернив рожу.
Самый характерный знак ряженья, широко известный во всей Европе, - это кожух, вывороченный мехом наружу (или вообще вывернутое наизнанку платье) и чернение лица сажей.
Маска козы могла быть представлена и в другом варианте - вот так, на палке. Голова колядующего пряталась под тулупом.
Например, часто именно так рядили в белорусских селах "козу": "В предновогодний вечер одевают хлопца в тулуп, вывороченный наизнанку, на ноги - другой тулуп, тоже вывороченный, и оба тулупа скрепляют. Лицо этой "козы" мажут сажей или надевают на лицо маску, затем прикрепляют: рога, сплетенные из лозы или соломы".
Так же рядили и "деда", водящего "козу", - его тоже одевали в вывороченный кожух, на спине делали горб, на лицо одевали берестяную маску и приделывали бороду из пеньки или льна.
Подобным образом выглядели и маски "нищего", "черта" и "мехоноши", собирающего в составе колядующих дары: "На Новый год утром начинали "михоношу убирать". Среди избы стоит одна из отчаянных женщин, на неё надевают вывороченный полушубок, набивают большой горб, подпоясывают горстью конопей, на голову также навешивают конопли; из коноплей же приделывают бороду и усы, надевают рваную шапку и приготовленную суму" (Добровольский, 1901, с. 115).
В Рязанской губ. в таком же виде появлялась на зимних посиделках маска "коляды": "коляда" вымазан сажей, увешан коноплями." (там же, с. 119).
В селах словацких Татр подобным образом рядился "св. Микулаш" - он надевал бараний тулуп шерстью наружу, на лицо - маску из кожи, сам был перевязан соломенным перевяслом, в руке - палка.
Следует обратить внимание на такую характерную деталь, отмечаемую этнографами, что ряженые изменяют свой природный голос, при обращении к хозяевам дома. Это фиксировалось и в обходах русских ряженых, которые "сообразно принятым на себя личинам, говорят не своим голосом".
Интересно также, что в некоторых вариантах обряда в состав ряженых включалась молчаливая фигура, которой нельзя было произносить ни слова.
В русских вариантах обходов часто отмечался обычай одного из ряженых возить на санях во время колядования. Иногда это был "мехоноша". В Петербургской губ. молодежь возила на санках "старуху" с кошелем за спиной; ее подвозили к каждому дому, под окном она запевала, остальные подхватывали пение.