" Вероятнее всего европейские святочные традиции формировались под влиянием дохристианских греко-римских верований и традиций,которые в конце концов и легли в основу святочных христианских обрядов.
Поначалу древняя церковь преследовала христиан, продолжавших справлять языческие праздники генварских календ веселыми пирами, ряженьем, в том числе и в звериный образ, и песнями, которые ревнителям христианства должны были казаться бесовскими. 62-й канон трулльского собора, направленный против остатков языческих празднеств, указывает на материал Греко-римских верований не раз вызывавших нарекания как восточной, так и западной церквей. Славянская кормчая по списку 1282 года передает запрет комических, сатирических и трагических масок таким образом: "ни в обличья игрець и ликственник или козлогласования ходити" и толкует это правило: "Каланди суть первые в коемждо месяце дни, в нихже обычаи бе еллином творити жертвы; и Воте и еврумалиям еллинским беяху праздници: Вроум бо порекло есть Дионисово" потому св. отцы "не повелевают мужем облачаться в женские ризы, ни женам в мужские, еже творят в праздници Дионисовы пляшущее, ни лиц же косматых възлагати на ся, ни козльих, ни сатурьских, космата лице убо суть на поругание неким ухищрена, козлья яко жалостна и на плачь подвизающая, сатурьская же Дионисов праздник творящее бяху."(Там же)
Зимние римские празднества начинались Врумалиями - с 24 - го ноября до 17 декабря; далее шли Сатурналии и Опалии - от 17 до 23 декабря и Воты - от 23 декабря до 1 января; эти празднества заканчивались Январскими календами с 1 по 5 января.
Врумалии - первоначально празднество в честь Фракийского Диониса, осложнившееся на почве Фракии празднованием vindemia или bruma, внесенного римскими колонистами, приурочивалось к 24 ноября, которым открывалась зима, пора самых коротких дней в году. Популярные особенно в восточной части Империи, эти празднества развились в Византии в особый цикл с 24 ноября по 17 декабря по числу букв греческого алфавита. Обличения Трулльского собора направлены именно на эти Дионисийские празднования.
К Врумалиям в Византии примыкали Сатурналии, праздновавшиеся с 17 декабря по 23 декабря, которые сопровождались рядом обрядов, характерных и для святочных обычаев современных европейских народов, например взаимное угощение, подарки, заклание поросенка, гладиаторские бои и т.д.
За Сатурналиями, в начале января, следовали Воты.( лат. votivus, votum - посвященный богам обет, желание)
В IVв. Генварские Календы праздновались с 1-го по 5-е января, и это празднование было общее во всем Греко-римском мире. Это был праздник всеобщей радости. Думали, что если начало года провести весело, то и год будет таким же. Зачастую участвовали в этих праздненствах и христиане. Вот как писал об этом св. Иоанн Златоуст в беседах на первое послание к Коринфянам: "более всего огорчают меня игры <...> потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся провести в веселии и удовольствии, то и весь год будет совершенно то же. Но год будет у тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда в первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастья от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не сообразуется с христианской мудростью". При императоре Юстиниане празднование генварских календ (вероятно под влиянием христианства) было распространено на 12-ти дневный цикл от Рождества до крещения.
"Языческому празднованию новолетий Церковь противопоставила свой собственный цикл - Рождественский (24 дек. - 6 янв.). Языческим воспоминаниям - христианские, древним маскам и играм - хождение со звездою и царями-волхвами. Самое слово "календы" было перенесено с языческого празднования на Рождественское." (Там же). Однако в новой христианской обрядности сохранялись и черты древней языческой традиции: элемент ряжения, гадания и пожеланий, подачек; вместе с этим, в щедривках, посвященных новолетию отмечаются христианские элементы текстов. "Языческую поэзию коляд христианство пыталось сначала искоренить, а затем завладеть ею. Не везде удачная, в смысле обряда, эта попытка привела в области колядок, т.е. святочных песен, к наполнению их христианским содержанием, относительно которого может подняться вопрос: где и когда это произошло впервые? Сходство колядок различных народов может предполагать перенесение типических и символических образов из одной среды в другую." (Там же).
Кое-где существовали различия в самом обряде: на Рождество христославить со звездой и т.д., а на св. Василия Великого (Новый Год) колядовать. Различным в разных областях был и состав христославящих и колядующих: дети, молодежь, взрослые, женжины в разных сочетаниях. Часто христианские колядки и внешним образом выделяются из общего святочного обряда. Тем не менее, сохранились коляды, которые можно отнести к дохристианским элементам и основам верований, например аграрные колядки.