У русинов Косовского повета (Коломыйской обл.) был обычай: на первом этапе колядования собираться всем участникам у церкви, где они разбивались на "таборы", окончательно формировали группы, распределяли реквизит (крест, звонок, "скарбонка"), - и затем все обходили вокруг церкви три раза со специальной колядкой, отражающей в тексте этот вступительный момент обряда.
Этот вступительный эпизод (обход церкви с песней), предшествующий традиционному обходу дворов, выходит за рамки указанной трехступенчатой схемы обряда и характерен в основном только для колядования гуцулов.
Вслед за вступительным эпизодом все предводители групп ("березы") и самые лучшие колядники выходили вперед, за ними выстраивались скрипка и трембита, потом все остальные участники - и в таком порядке направлялись к дому священника, так как обычай требовал "заколядовать" ему первому. По дороге пританцовывали под веселую музыку и пели шутливые припевки. Возле дома священника вставали под окнами и исполняли одну из "надвирных" коляд, в которой описывалось, как колядники "всю ничку не спали", ходили-искали "доброго газды", и содержался традиционный для вступительных песен вопрос: "Ци дома, дома ой гречный пане?" - с дальнейшей формулой величания. Затем священник приглашал исполнителей в дом, где они пели такую коляду, "в екий си згадуе про Риздво Христове та про Пречисту". После получения от хозяев положенного подношения колядующие благодарили и прощались, - и только теперь можно было разделяться на "таборы" и расходиться по своим участкам для колядования по дворам, которое происходило по схеме, сходной с колядованием священнику. Причем в зависимости от реакции хозяев дома обряд имел два варианта:
- после "подоконной" песни кто-нибудь из домашних выносил "коледу" на двор, колядующие благодарили краткой формулой и шли дальше;
- когда после "подоконной" коляды хозяин приглашал в дом, то начинался тот этап обряда, где исполнялись специальные песни для всех членов семьи, начиная с хозяина и хозяйки, а в перерыве между ними принято было "гуляти", т. е. танцевать под веселую музыку с домашними, петь популярные колядки, устраивать совместное застолье.
Заключительная часть обряда во втором варианте тоже состояла из ряда эпизодов. После угощения колядники вставали и стоя колядовали хозяину, исполняя благодарственную песню ("подяку"), в которой описывались изобильные столы хозяина, пышные хлебы и дорогие напитки, а в конце опять высказывались пожелания всей семье в целом и каждому отдельно.