Одним из важнейших условий осуществления эффективной физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и за год невозможно всесторонне подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный, многолетний процесс формирования профессиионально-важных двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических качеств, психической подготовки, поддержания достигнутого уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья.
В теории и методике физической культуры накоплен богатый опыт организации и построения процесса физической подготовки. Как единое целое, этот процесс строится на основе последовательного решения системы общих и специфических задач тренировки и воспитания.
Построение системы занятий профессионально-прикладной физической подготовкой основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые сформулированы в специфических принципах тренировки.
Таблица 56. Характеристика различных уровней физической подготовки
№ п/п | Уровни физической подготовки | Возрастной диапазон | Основные задачи подготовки | Характерные организационно-методические особенности подготовки |
1 | Кондиционная физическая подготовка (КФП) | 16-75 лет | Развитие функциональных возможностей организма до уровня, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья; закаливание; освоение жизненно необходимых двигательных умений и навыков; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости; улучшение физического развития и устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды и профессиональной деятельности. | Самостоятельные занятия во внерабочее время; комплексное построение занятий; непредельные объемы нагрузок; регламентация времени для занятий физической подготовкой режимом профессиональной деятельности и социально-бытовыми условиями. |
2 | Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) | 16-60 лет | Развитие и постоянное совершенствование физических качеств; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, определяющих эффективность профессиональной деятельности; улучшение физического развития; укрепление здоровья и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды и профессиональной деятельности; участие в контрольных проверках физической подготовленности и в массовых соревнованиях по прикладным видам спорта. | Специально - организованная физическая подготовка в служебное время; преимущественно комплексное построение занятий; непредельные объемы нагрузок. |
3 | Спортивно-прикладная подготовка (СПП) | 16-40 лет | Совершенствование физических качеств и профессионально - прикладных двигательных навыков; подготовка к деятельности в экстремальных условиях; подготовка и участие в соревнованиях по прикладным видам спорта. | Специально - организованная подготовка по прикладным видам спорта; увеличение объемов специфических тренировочных нагрузок; регламентация времени для занятий ФП режимом профессиональной деятельности и социально-бытовыми условиями. |
4 | Спортивная тренировка (СТ) | 16-35 лет | Специализация в каком-либо виде спорта; подготовка и участие в соревнованиях. | Построение процесса ФП на основе принципов спортивной тренировки; занятия во внеслужебное время; освоение предельных объемов тренировочных нагрузок; подчинение режима труда и быта задачам спортивной подготовки |