Юридические и маркетинговые трудности
Новшества в области безопасности сигарет приводят табачные компании к юридическим и маркетинговым трудностям. Если новое изделие менее опасно, то компания должна подтвердить опасность своих существующих изделий. Однако для своей юридической защиты табачные компании продолжают настаивать, что связь между курением и вредом для здоровья остается неопределенной и противоречивой.
Патрик Шихи, прежний руководитель корпорации Бритиш-Американ Тобакко (БАТ), сделал следующее разоблачительное заявление в 1986 году в конфиденциальном внутреннем документе, который был недавно обнародован в результате судебного процесса в США:
«Я не могу поддерживать ваше утверждение, что мы должны дать более высокий приоритет проектам, нацеленным на разработку ‘безопасной’ сигареты (как это воспринимают те, кто считает, что наши нынешние изделия являются ‘опасными’), путем устранения, или, по крайней мере, сокращения до приемлемого уровня, всех тех компонентов, которые, по утверждению наших критиков, являются канцерогенными.[..] В попытке разработать ‘безопасную’ сигарету Вы, по существу, подвергаете нас опасности быть понятыми, что наши нынешние изделия являются ‘опасными’, а это - не та позиция, которую, по моему мнению, мы должны занимать.»
Стоимость для табачных компаний
Новшества, несомненно, привели бы к затратам на новые инвестиции в оборудование, производство и изменение дизайна сигарет. Если нет возможности возвратить эти затраты, рекламируя новое изделие как улучшенную сигарету, нет никакого коммерческого стимула делать это. Чтобы возвратить затраты, производители должны были бы торговать выгодами от снижения вреда. Однако если компании начнут конкурировать в области “безопасности” их изделий, может произойти очень опасная (для них) динамика. Последнее, чего хотели бы производители, так это того, что курильщики станут чувствительными к риску для здоровья из-за собственного маркетинга компаний. Доверие к табачным изделиям на новых рынках, где воздействие табака на здоровье еще не столь широко известно, могло бы испариться.
Неспособность регулятивных органов установить стандарты
Регулятивные органы, такие как Федеральная торговая комиссия США и комиссии Европейского Союза, не говоря уже о соответствующих органах стран бывшего СССР, никогда не требовали от табачных компаний, чтобы те использовали наилучшие из доступных технологий, позволяющие уменьшить вызываемый их изделиями ущерб. Регулирование во всем мире продолжает следовать примеру Федеральной торговой комиссии США (см. ниже).
Низко-смолистые сигареты в качестве альтернативы реальному снижению опасности сигарет
Вместо реальных действий по снижению опасности сигарет была принята и широко использовалась альтернативная методология, которая, казалось, предлагает менее опасные сигареты. Это был подход, связанный с предложением на рынок низко-смолистых сигарет в сочетании с использованием курительных машин для измерения выхода смолы. Как показано ниже, это создало отвлекающую иллюзию снижения вреда. Этот дешевый подход предлагает курильщикам преднамеренно ложное заверение. Благодаря широкому применению этого вводящего в заблуждение подхода, табачным компаниям удалось избежать дорогих и хлопотных модификаций своих изделий, которые реально уменьшили бы токсичность табачного дыма и, таким образом, вызванный табаком ущерб и количество потерянных человеческих жизней.
Татьяна Андреева и Константин Красовский