Трудности экономического характера отразились практически на всех сферах бизнеса. Согласно исследованиям рынка платных бытовых и оздоровительных услуг, который провели специалисты «Опоры России», организации, которая объединяет представителей малого и среднего бизнеса, только в московском регионе объемы выручки от предоставляемых услуг просели в среднем на 20%. Эта цифра подтверждается и данными, которые представили около полусотни крупных сетевых компаний, работающих на рынке услуг в Московской области.
Для того, чтобы понять причины сложившейся ситуации, достаточно обратить внимание на следующие цифры:
- за первые два месяца текущего года почти на десять процентов сократились реальные совокупные доходы семей по сравнению с таким же периодом 2014 года;
- потребление товаров в розничной торговле упало на 8%;
- уровень инфляции за этот период достиг показателей в 16-18%;
- учитывая уровень маржинальности бизнеса в сфере бытовых услуг не превышает 15%, и приблизительно в таких же объемах снизился объем продаж услуг, уровень рентабельности приблизился к нулевому порогу или даже ушел в минус.
И еще один важный момент — рост курсов основных валют. Учитывая, что мебель и оборудование для парикмахерских, косметические средства высокого качества сегодня в основном импортного производства, то иного выхода, как повышать цены на услуги, у предпринимателя нет. А это очень непопулярная мера, которая ведет к снижению спроса и падению выручки. По свидетельству одного из коммерческих директоров крупной сети химчисток города Москвы, клиенты обращаются за услугами только в случае крайней необходимости, тогда как раньше приходили не менее двух раз в месяц. Такая же картина наблюдается и в парикмахерских, где отмечают максимальный спад спроса на такие услуги,как окрашивание и профессиональную укладку волос. Серьезные проблемы наблюдаются и у владельцев фитнес-клубов ( за исключением заведений премиум-класса).
Не добавляют оптимизма бизнесменам и нововведения в налоговом законодательстве. В частности, речь идет о налоге на имущество фирм и компаний, которые работают по «упрощенной системе» и о увеличении ставок налогообложения на принадлежащую компаниям недвижимость. И если решить подобные проблемы можно только законодательно путем внесения изменений в систему налогообложения, то стабилизировать работу сферы бытовых услуг и снизить экономические потери можно за счет оптимизации процесса предоставления услуг и поиска новых решений.
Например, это объединение нескольких частных предпринимателей в некое подобие кооператива. Совместными усилиями можно арендовать, например, готовый салон красоты, оснащенный всем необходимым. Принимая во внимание цены на новую мебель и оборудование, такое решение кажется весьма логичным. Кроме того, самостоятельное ведение дела позволит отказаться от большого управленческого штата, что тоже снизит общие расходы.
Поиск новых подходов в работе с клиентурой тоже актуален. Разнообразие и привлекательность различного рода маркетинговых шагов (система скидок, бонусов, проведение различных акций и т. д.) как правило, дают свои положительные результаты.
Многие, особенно небольшие фирмы, принимают решения о смене места своего расположения, выбирая те районы столицы, где арендная плата за пользование недвижимостью не так высока.
Определенной экономии можно добиться за счет приобретения более дешевого оборудования или мебели для парикмахерской, а вот экономить на качестве косметических средств не стоит. Хотя в любом случае во главу угла следует ставить уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг.