В принципе, сам ребенок и есть главный критерий — если хочет в воду — пусть купается, какой бы ни была температура. Но если ходит по берегу, пробует воду кончиком пальца и озирается по сторонам, ища поддержки и сочувствия, тогда купаться, наверное, не стоит. Но действия родителей должны заключаться не в том, чтобы купание запретить, а в том, чтобы упомянутых сочувствия и поддержки ребенок не нашел.
Кстати, раз уж речь зашла о запретах, остановимся на этом вопросе поподробнее. Библейская истина о сладости запретного плода является прекрасной иллюстрацией к внутрисемейным конфликтам по поводу родительских запретов на детское пребывание в воде. Странная ситуация возникает во многих семьях. Казалось бы, купание — действие однозначно полезное, благотворно влияющее на здоровье, стимулирующее иммунитет, укрепляющее мышцы, развивающее легкие, сердце, сосуды. По логике и с учетом вышеизложенного, купание надобно поощрять. Но сплошь и рядом сам факт пребывания ребенка в воде превращается в некий приз за хорошее поведение.
Придумывается огромное число всевозможных запретов и ограничений. Мотивация запрещений настолько разнообразна, что остается лишь удивляться родительской находчивости. Здесь и традиционно холодная вода, и слишком сильный ветер, и уже поздно (вариант - еще рано), ты еще не поел (вариант - уже поел), там купались собаки (вариант - пили воду коровы), у тебя двойка по химии, ты не слушался бабушку, у тебя и так нос холодный и т.д. Неудивительно, что купание превращается для ребенка в очень-очень сладкий и очень-очень запретный плод. Отсюда свои сложности, главная - «из воды не выгонишь». Да как же тут выйдешь, если неизвестно, когда в следующий раз разрешат!
Понятно, что проблему купания (в том случае, если купание действительно превращается в проблему) лучше не создавать, а радикально решать (предотвращать) в самом раннем детстве, тогда, когда ваше совместное с ребенком пребывание на природе предусматривает купание в водоемах.
Абсолютной нормой должно стать такое положение вещей, когда купание является процедурой приятной, доставляющей радость и удовольствие, но совершенно обычной и не возводимой в культ.
И было бы очень даже неплохо, если бы отказывая и запрещая, родители хотя бы иногда задумывались над истинными причинами этих самых запретов. Ведь ребенка, особенно маленького и не умеющего плавать, нельзя оставить в воде одного, а следовательно, купание детей требует постоянного присутствия и контроля со стороны взрослых. Такое положение вещей нередко приводит к тому, что мама стоит над керосинкой, папу ждут товарищи по преферансу, а маленькому Пете, видите ли, загорелось купаться. В таких сложных семейных обстоятельствах нормальный взрослый человек легко сумеет заморочить ребенку голову и придумать «убедительный» запрет (варианты мы перечислили выше).
Описанные ситуации встречаются, к сожалению, слишком часто. Все это позволяет выделить в рассматриваемой теме две группы вопросов — медицинские и педагогические. Автору, как врачу-педиатру, медицинские вопросы, разумеется, ближе, но недооценивать проблемы педагогические нельзя — уж слишком они друг с другом переплетаются. Так, например, педагогически необоснованные запреты приводят к медицински вредным купаниям до посинения.
Медицинские проблемы купания не позволяют дать универсальные рекомендации, поскольку во многом определяются исходным состоянием здоровья конкретного ребенка. Еще раз подчеркнем, что сам факт купания в открытом водоеме (т. е. ответ на вопрос «разрешить или не разрешить купаться?») меньше всего связан с температурой воды и определяется желаниями самого ребенка. Другое дело — санитарное состояние водоема, наличие оборудованных мест для купания, состояние дна, ваша уверенность в том, что дитя эту воду не будет глотать. Тут уж решение целиком определяется здравым смыслом родителей.
К вопросу о продолжительности купания следует заметить следующее. Упомянутые нами особенности детского организма (более активная выработка тепла) имеют и свою обратную (негативную) сторону. Дело в том, что энергетические запасы организма ребенка заметно ниже, чем у взрослого, их истощение, разумеется, происходит быстрее, отсюда заметно больший риск переохлаждения.
Отсюда важное правило:
- лучше купаться часто (вполне допустимо — очень часто), но продолжительность водных процедур ограничивать, дабы упредить посинение и клацанье зубами.
Сие не составит педагогической проблемы, если ребенок будет твердо уверен в том, что следующего купания не придется ждать несколько часов.
Тем не менее, и сам факт возможного переохлаждения, и попадание воды (очень часто не очень чистой воды) в нос и уши заметно повышает риск активизации хронических воспалительных процессов в носоглотке и ушах (хронические тонзиллиты, аденоиды, отиты, гаймориты). Собственно говоря, перечисленными болячками, пожалуй, и ограничивается список хворей, требующих осторожности во время купания. Для болезней бронхов и легких, костей и суставов купание — фактор лечебный. В то же время, если у вашего ребенка имеется конкретное заболевание, то будет совсем не лишним посоветоваться с вашим лечащим врачом именно по проблеме купания. Например, повышение внутричерепного давления не является противопоказанием к купанию, но является противопоказанием к нырянию. То же можно сказать и про многие воспалительные процессы в ушах. Короче, не поленившись и посетив невропатолога или отоларинголога перед выездом «на моря», можно уменьшить вероятность возникновения ряда проблем.
Но что можно с уверенностью сказать прямо сейчас: если у вашего ребенка имеются хронические воспалительные процессы в носоглотке или если часто болеет ангинами - пресная вода нередко оказывает повреждающее (раздражающее) действие на воспаленные ткани, а соленая (морская) напротив - лечебное. Выводы очевидны.
И последнее, которое на самом деле является первым.
Купание ребенка в открытом водоеме является опасным (вполне возможно, самым опасным) для детской жизни удовольствием.
Риск купания детей прямо связан со здравомыслием взрослых.
Мы не будем читать лекции о правилах поведения на воде, но напомнить о некоторых очень важных «нельзя» все-таки надо. Предварительно, однако, подчеркнем, что имеются два основных пути профилактики водных неприятностей — своевременное обучение детей плаванью и элементарная дисциплина. Итак:
- нельзя, чтобы дети купались без присмотра, даже если они умеют плавать. Очень важно при этом, чтобы присматривающий взрослый не боялся воды и не находился под воздействием горячительных напитков;
- следует категорически запрещать ребенку нырять, если он не умеет плавать;
- необходимо строго наказывать за игры с криками «тону!»;
- каким бы свободным ни был режим купания, любое движение ребенка по направлению к воде должно быть согласовано с взрослыми.