Форма волны может быть самой разнообразной, в зависимости от ее «высоты» и «длины», с относительно «крутым» изменением объема нагрузки или постепенным (ступенчато-восходящим и ступенчато-нисходящим), с удержанием её на достигнутом «плато» в поддерживающем режиме тренировки в течение определенного периода времени и последующим снижением (рис. 752). В любом случае после периода наращивания нагрузки следует период ее снижения.
Эта закономерность связана с особенностями адаптации организма человека к любым физическим воздействиям. Прирост работоспособности возможен лишь после применения достаточно длительной серии физических нагрузок и является результатом кумуляции их отставленных тренировочных эффектов. Этот процесс характеризуется напряжением функциональных систем организма, обеспечивающих двигательную активность. Но непрерывно и длительно находиться в таком состоянии организм не может, так как это приводит к его перенапряжению и адаптационному срыву. Поэтому необходимо периодически уменьшать нагрузку, снижая ее объем и интенсивность, меняя направленность. Выполнение данных требований и приводит к появлению волнообразности в динамике тренировочных нагрузок.
Например, при развитии аэробных способностей, гибкости, наращивании мышечной массы, динамика нагрузок имеет плавный, ступенчато-восходящий вид (рис. 752-А.Б). Она характерна, в основном, для первых двух уровней физической подготовки (см. табл. 56).
При развитии скоростно-силовых способностей, максимальной силы мышц без увеличения их массы, волнообразность динзмики применяемых нагрузок выражена сильнее (рис. 752-В,Г). Такая динамика нагрузок наиболее часто используется в тех случаях, когда имеет место спортивная направленность физической подготовки.
В построении процесса физической подготовки применяются различные варианты динамики нагрузок в зависимости от потребностей профессиональной деятельности, содержания конкретных разделов подготовки, уровня Вашей тренированности и условий занятий. Физические нагрузки при этом имеют, как правило, комплексную направленность, но при большой сложности задач по формированию профессионально-прикладных двигательных навыков или при необходимости избирательного воздействия на развитие профессионально-важных физических качеств и связанных с ними способностей, применяются однонаправленные учебно-тренировочные занятия.