К тетрациклинам высокочувствительны возбудители трахомы, пситтакоза, венерической гранулемы: спирохеты, лептоспиры, актиномицеты. Устойчивы к тетрациклинам продуцирующие бета-лактамазу штаммы возбудителей гонореи, B.botulinus, индолположительныи протеи, синегноиная палочка, S.marcescens, большинство грибов, вирусов и бактероидов. Для данной группы препаратов характерно действие на внутриклеточно расположенные микроорганизмы. Среди тетрациклинов фармакокинетическим преимуществом обладает доксициклин. Другие тетрациклины (окситетрациклин, тетрациклин) уступают по антимикробным и фармакокинетическим свойствам доксициклину, и их использование в клинике должно быть ограничено.
ГИДРОХЛОРИД ДОКСИЦИКЛИНА (доксициклин, вибрамицин) – полусинтетическое производное окситетрациклина. По фармакодинамике он аналогичен тетрациклину. Фармакокинетика имеет некоторые особенности: доксициклин в меньшей степени связывается ионами двухвалентных металлов, в частности кальцием, превосходит тетрациклины по растворимости в липидах. Доксициклин является препаратом пролонгированного действия. Внутрь его принимают однократно в дозе 100 мг. Всасывается он полно и быстро в связи с хорошей проницаемостью через тканевые барьеры. Максимальная концентрация препарата в крови отмечается через 2,5 ч, терапевтическая концентрация сохраняется 24 ч (T1/2 равен 16-24 ч). Комплексы с ионами металлов, присутствующих в пище, менее стабильны и разрушаются в кислой среде желудка, в связи с чем зависимость от приема пищи у этого антибиотика менее выражена, чем у тетрациклина. Однако концентрация доксициклина в крови после введения с пищей на 20% меньше, чем при приеме натощак. После введения других тетрациклинов эта разница составляет 50%. При повторных введениях доксициклин может кумулироваться.
Доксициклин хорошо распределяется и проникает в ткани: в плевральной жидкости накапливается до 25-75%, а в асцитической – до 50-100% уровня в крови. В ткани легкого и в придаточных полостях носа накапливается достаточное количество препарата. В цереброспинальную жидкость доксициклин проникает незначительно, в желчи его в 10-15 раз больше, чем в крови, с калом выделяется 5% в биологически активной форме, с мочой – 20-30% принятой дозы. На метаболиты и продукты распада антибиотика приходится 35-60%. После однократного приема доксициклина в дозе 200 мг он обнаруживается в моче в течение 4 сут. У больных с нарушением выделительной функции почек продолжительность циркуляции антибиотика в крови удлиняется незначительно, поэтому следует учитывать возможность использования доксициклина у больных с поражением почек в отличие от других тетрациклинов, применение которых при поражении почек должно быть очень осторожным.
Дозы и схемы лечения доксициклином отличаются от принятых для других тетрациклинов. Суточная доза составляет 200 мг (по 100 мг 2 раза через 12 ч). В последующие дни принимают по 100 мг 1 раз в сутки. Лечение продолжают до исчезновения симптомов заболевания, но при стрептококковых инфекциях продолжительность курса терапии должна быть не более 5-10 дней, так как в последующем может развиться резистентность.
Доксициклин иногда может вызывать раздражение желудочно-кишечного тракта. В таких случаях рекомендуют принимать его с пищей или с молоком. Всасывание препарата в этих условиях изменяется в значительно меньшей степени, чем всасывание классических тетрациклинов в аналогичной ситуации.
Побочные реакции и осложнения при приеме доксициклина встречаются значительно реже и проявляются слабее, чем при приеме других тетрациклинов. Противопоказания к терапии доксициклином те же, что и для тетрациклинов.
МИНОЦИКЛИН является полусинтетическим производным тетрациклина. Антимикробный спектр действия этого антибиотика аналогичен спектру действия других тетрациклинов. По степени активности действия на возбудители он превосходит все тетрациклины. У препарата отсутствует перекрестная устойчивость с тетрациклинами.
Миноциклин после приема внутрь всасывается быстро (более 90% введенной дозы). Уровень его в крови выше, чем при введении других тетрациклинов. Пик концентрации отмечается через 2-3 ч после приема, терапевтическая концентрация поддерживается в крови 12-24 ч.
Схема лечения: начальная доза составляет 200 мг, последующие – 100 мг каждые 12 ч. При тяжелом течении заболевания в первые и вторые сутки назначают по 200 мг препарата через 12, а затем по 200 мг каждые 24 ч. Миноциклин кумулируется при повторном введении. Препарат хорошо проникает в органы и ткани, а в цереброспинальную жидкость – лучше, чем другие тетрациклины. Поскольку миноциклин хорошо проникает в кожу и мягкие ткани, его использование предпочтительно для лечения кожных заболеваний. Миноциклин частично метаболизируется в организме. Выводится с мочой 8-12% (меньше, чем тетрациклина), с калом – 18% принятой дозы. В первые дни после применения лекарства у больного могут возникнуть вестибулярные расстройства (частота их 80-90%). Другие побочные эффекты аналогичны тем, что встречаются при лечении другими тетрациклинами.
Место тетрациклинов в лечении респираторной инфекции в последние годы существенно пересматривается, что связано с нарастающим числом штаммов пневмококка и гемофильной палочки, резистентной к тетрациклинам (особенно в Европе). Однако в отдельных случаях при пневмонии, вызванной P.pseudomallei, они являются препаратами первого ряда.
Основные показания к применению тетрациклинов при респираторной инфекции все более ограничиваются использованием при хламидиозе или риккетсиозе. C.psittaci, передаваемая путем ингаляции экскрементов птиц и от млекопитающих, может быть нередко причиной тяжелой пневмонии, начинающейся внезапно с лихорадки, миалгии, головной боли, сочетающейся с гепато- и спленомегалией или эндокардитом. Хламидийная пневмония – еще одно показание к применению тетрациклинов. Если раньше хламидийная пневмония носила характер эндемии и эпидемии, то в настоящее время она встречается эпизодически вне всяких эпидемий у больных БА, ИБС, эндокардитом и миокардитом, саркоидозом и другими соматическими заболеваниями.
Применение тетрациклинов в течение 10-14 дней вместе с макролидами, в том числе новыми, является первым шагом в лечении хламидийной пневмонии. Обсуждается роль фторхинолона в лечении хламидиоза.
Риккетсиоз (лихорадка Q), вызываемый Coxiella burneti и передаваемый от крупного рогатого скота и коз клещами, почти в 90% случаев сопровождается пневмонией. Тетрациклин по 2000 мг/сут и доксициклин по 200 мг/сут являются препаратами 1-го ряда, затем следуют хлорамфеникол или макролиды. Роль фторхинолонов в лечении такой пневмонии уточняется.
Микоплазменная пневмония также поддается лечению тетрациклинами, хотя у детей используют макролидные антибиотики, так как тетрациклины откладываются в растущей ткани кости и в эмали зубов. У взрослых тетрациклины при пневмонии, вызванной М. pneumoniae, обладают достаточной эффективностью, как и новые макролиды и фторхинолоны. Ранее тетрациклины широко использовались для лечения анаэробной инфекции или микоинфекции, вызывающей некротизирующую пневмонию, абсцесс легких и эмпиему. Однако появление большого числа штаммов Bacteroides spp., резистентных к тетрациклинам, заставляет клиницистов использовать более современные и эффективные антианаэробные агенты: метронидазол, клиндамицин, цефокситин, цефотетан, хлорамфеникол (или тиамфеникол). При микоинфекции следует использовать внутривенное введение имипенема, пиперациллина с тазобактамом, тикарциллина с клавулановой кислотой, хлорамфеникола и пенициллина (в метадозах) в комбинации с метронидазолом.