Страница 1 из 2
В типичных американских фильмах мальчик, начинавший разносчиком газет, спустя несколько лет становится владельцем издательского концерна. А старательная горничная из престижного отеля, шаг за шагом поднимаясь по карьерной лестнице, в конце концов дорастает до директорского кресла той самой гостиницы, где когда-то натирала до блеска зеркала. В жизни все намного сложнее. И все же, как утверждают некоторые менеджеры по персоналу, шансы сделать хорошую карьеру в рамках одной компании есть и сегодня. Начальник должен начинать “снизу”
Плох рабочий, который не мечтает стать президентом фирмы. Всего 10-12 лет назад, когда поле отечественного бизнеса было еще непаханой целиной, стремительные карьерные взлеты происходили часто. В переломные исторические моменты можно лишиться состояния или, напротив, стать обладателем солидного капитала в считаные месяцы, угодить из “грязи в князи” и наоборот. В начале 90-х случалось, что по разным причинам людям приходилось начинать работу в бизнесе с позиций, которые были значительно ниже их потенциальных возможностей. Поэтому многие очень быстро перерастали свои стартовые должности. Сегодня прорваться из пешек в ферзи не так-то просто.- Эпоха дикого капитализма, время головокружительных карьер и составления капиталов с нуля миновала, - считает Инна Дубсон, менеджер по персоналу Радио МАКСИМУМ. - Сейчас карьеру делают постепенно, step by step. Примеров тому достаточно. И хотя случай в этом процессе тоже может сыграть существенную роль, полагаться на него не стоит. Если раньше карьера сотрудника могла быть совершенно непоследовательной (из официанток в директора по маркетингу или HR-менеджеры), то сейчас, когда у всех позиций есть определенный круг должностных обязанностей, четкий объем работ и квалификационные требования, такие рывки из стороны в сторону практически исключены.
Понятно, что головокружительные карьерные взлеты возможны и сегодня. Конечно, в динамично развивающейся организации это более вероятно, чем в стабильно функционирующей, где все позиции уже поделены. Сейчас компаний со стабильным бизнесом становится все больше, а возможностей быстро дорасти до директорского кресла - меньше. Тем не менее существует ряд фирм, в которых в качестве кандидатов на руководящие должности вообще не рассматривают тех, кто в свое время не проработал на стартовых позициях. Высокие начальники обязаны начинать снизу, дабы представлять себе весь процесс целиком и грамотно руководить персоналом.
Может ли продавец стать директором?
Путь рядового сотрудника наверх непрост. Возможно ли прийти к долгожданному финишу, не сойдя с дистанции где-то на полдороге?Мария Бобкова, директор по персоналу компании Адидас: - Около 80 процентов позиций в офисе в прошлом году заняли те, кто когда-то начинал продавцом в наших магазинах. Каков их карьерный путь? Сначала человек работает за прилавком. Следующая ступенька - должность администратора или младшего менеджера по торговле. А спустя некоторое время администратор, если он, конечно, стремится к росту, может стать директором магазина. Практически все директора наших магазинов, назначенные в прошлом году, в свое время были у нас продавцами. Два человека из этой плеяды недавно переведены в региональные менеджеры и сейчас заняты открытием сети магазинов в Петербурге и в Киеве. Такова карьерная лестница в нашей компании.
Не считает чем-то немыслимым продвижение с нижних позиций до уровня топ-менеджмента и консультант отдела по развитию людских ресурсов и обучению компании McDonalds Ольга Семенова: - У нас 95 ресторанов в 27 городах России, и все их директора когда-то начинали свой путь в качестве рядового члена бригады.