Непременная деталь при сервировке стола — салфетки. В зависимости от назначения их подразделяют на столовые и чайные. Столовые салфетки размером 46?46 см необходимы за столом практически во всех случаях, и только для сервировки стола к чаю рекомендуются чайные салфетки размером 35?35 см, преимущественно цветные.
Наших прабабушек учили строго следовать определенным правилам использования столового белья. Под скатерть, например, полагалось подстилать мягкую и тяжелую ткань, например, фланель, которая не давала скатерти скользить и смягчала стук тарелок и приборов. Белую парадную скатерть полагалось туго крахмалить и заглаживать на ней в центре складку, которая укладывалась точно посередине стола. Строго регламентировался и цвет скатерти: так парадной, как мы уже говорили, должна быть скатерть белоснежная и плотная, а для чаепития или завтрака рекомендовались цветные или вышитые скатерти. При этом столовое белье, как и постельное, готовилось перед свадьбой в приданое невесты и заказывалось в монастырях, где оно вышивалось, отделывалось кружевом, вязаными вставками или мережкой.
Приемы отделки столового белья, как и традиционные материалы, хлопок и лен, пришли к нам из далекого прошлого. Самым распространенным и старинным украшением является вышивка, которая по технике исполнения делится на гладь, вышивку крестом, стебельчатым швом и позднее появившимся "рококо", когда нитка накручивалась на иголку, а в результате на ткани появлялись туго скрученные рельефные спиральки, образующие цветочный рисунок. Многоцветный растительный узор вышивали шелковыми нитями, и на скатерти распускались нежные маленькие букетики ландышей, фиалок, ромашек или сочные алые маки, среди которых "летали" вышитые райские птички. Вышивка "гладью с настилом" предполагала несколько слоев цветных нитей, и тогда рисунок приобретал рельеф и мог переливаться за счет просвечивающего нижнего слоя.
Помимо вышивки, традиционно русским украшением столового белья считается плетеное на коклюшках тончайшее кружево и мережка — это тоже вышивка, но нитками, обычно в тон ткани, по полоскам образованным на скатерти, когда часть ниток, составляющих ткань, из нее выдернуто. Из-за такой технологии мережка на скатерти образует только геометрические узоры, а плетеное кружево может украшать скатерть в виде отдельных фигурных вставок или прошв (вшитых полос), или пришиваться по краю. Тонкая филигранная работа, сложный ажур, непревзойденная по изяществу исполнения ручная работа придает скатерти вид настоящего произведения искусства.
В XVII веке в Европе появилась техника вышивки "ришелье", когда переведенный на ткань рисунок обшивался плотными стежками шелком или хлопковыми нитями, а затем пространство между вышивкой аккуратно вырезалось, образуя сложные и очень нежные кружевные "острова" на полотне скатерти. В России ришелье стало очень популярным в период модерна: медальоны, отдельные цветы или растительные мотивы украшали столы в начале прошлого века. А для чаепитий и на дачных верандах в это же время использовались вязаные крючком скатерти, под которые подкладывалась ткань, иногда контрастного цвета.
Стремительный двадцатый век с его тягой к минимализму принес пластиковые и стеклянные столешницы, а скатерти заменил салфетками под приборы. Причем салфетки были не только из ткани, но из тонких деревянных палочек и тростника.
Затем скатерти вновь стали входить в моду, но вместо ткани и кружевных полотен появилась их имитация из пластика или синтетики: их легче мыть и не надо гладить. Правда, как всякая имитация, для торжественных случаев такие скатерти не подходят. Натуральные ткани вновь вернулись на наши обеденные столы, но обычно их отделка теперь уже не столь дорога и трудоемка: рисунки наносятся краской или вышиваются на машине. А с появлением прочных, нелиняющих красок скатерти стали сочного, насыщенного цвета. Такую однотонную скатерть, меньшего размера можно положить поверх большой белой, и стол станет ярким и торжественным. Сейчас самыми распространенными тканями для столового белья по-прежнему остаются льняное полотно и плотный хлопок, имеющий блестящую поверхность с вытканным матовым рисунком — дамаст. Цвет скатерти нужно выбирать в зависимости от колорита интерьера столовой и в гармонии с цветом посуды на столе: чем ярче интерьер и посуда, тем светлее и более однотонной должна быть скатерть. И, наоборот, скатерти насыщенного густого цвета (сочно-красного, цвета малахита или темной бронзы) прекрасно оттеняют белый фарфор и хрусталь, в котором отражаются мерцающие свечи. Помимо популярных льна и дамаста, есть и более дорогие варианты. Например, светло-золотистая камчатная скатерть из шелка напоминает о времени Людовика XV. На ее фоне гармонично смотрятся серебряные приборы и изящные подсвечники в стиле барокко.
Белые скатерти — фаворит праздничного стола. Плотное белоснежное полотно с редкой изящной вышивкой, например, серебристыми нитками — незаменимый атрибут свадебного стола. А белый фарфор, серебряные с тонкой позолотой приборы, хрустальные подсвечники и букет белых лилий дополнят эту торжественную композицию.