Комплексная направленность отдельного занятия затрудняет управление ходом тренировочного процесса - т. е. целенаправленным изменением физического состояния. Это связано с тем, что сочетание в одном занятии нагрузок разного физиологического воздействия может иметь как положительный, так и отрицательный эффект взаимодействия. Поэтому при неумелом построении развивающей тренировки может происходить не улучшение Вашей тренированности, а ее стабилизация или даже регресс.
Необходимо исключить возможность появления таких отрицательных эффектов взаимодействия нагрузок рациональным построением тренировочных занятий. Поэтому каждое отдельное занятие целесообразно строить по принципу решения одной главной задачи и одной-двух дополнительных задач. Решение же всего комплекса задач тренировки достигается оптимальной последовательностью их решения в рамках недельного цикла, мезоцикла, этапа и т. д.
Основные варианты допустимых сочетаний нагрузок разной направленности в одном занятии приводятся в табл.58.
При постановке в тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в порядке последовательного выполнения заданий (упражнений), обеспечивающих решение этой главной задачи занятия. Направленность физических нагрузок на выполнение какой-либо задачи определяется не только последовательностью выполнения упражнений, но также их объемом и интенсивностью.
Можно предложить четыре наиболее часто встречающихся варианта структуры основной части занятия.
ВАРИАНТ «А». Предназначен для занятий с преимущественной направленностью на развитие двигательных качеств, т.е. на улучшение и поддержание «физической кондиции». В зависимости от главной задачи и соответствующей направленности на развитие и совершенствование того или иного качества, будет изменяться и его структура. Такое занятие состоит из одного или нескольких последовательных и логически взаимосвязанных «блоков» нагрузки разной направленности. Соответствующие упражнения и методика их применения даны в предыдущих главах. Здесь лишь необходимо дополнительно остановиться на рекомендуемых (в дополнение к данным табл.58) сочетаниях нагрузок различной направленности:
- после аэробной работы малого объема (разминка, зарядка) можно выполнять упражнения любой направленности;
- после аэробной работы большого объема
- (например, бега на 6-10 км) рекомендуется выполнить только легкую разминку и быть осторожным при выполнении упражнений на растягивание;
- после большого объема координационно-сложной работы на разучивание и совершенствование техники движений можно выполнять упражнения на растягивание, быстроту и силу;
- упражнения на быстроту, как правило, выполняются в начале основной части занятия, после них можно выполнять силовую работу;
- упражнения для развития специальной (гликолитической) выносливости выполняются после скоростно-силовых упражнений или отдельной тренировкой; после них нецелесообразно выполнять какую-либо работу, кроме небольшой аэробной заминки.
Этот вариант построения занятий приемлем для большинства тренировок, в том числе проводимых и в форме УФЗ.
Таблица 58. Рекомендуемые сочетания нагрузок разной физиологической направленности для обеспечения положительного взаимодействия тренировочных эффектов в одном занятии (по Н. И. Волкову с соавт., 1963)
Последовательность выполнения нагрузок | Характер срочного тренировочного эффекта |
Алактатного анаэробного + гликолитического анаэробного воздействия | Гликолитический анаэробный |
Алактатного анаэробного + аэробного воздействия | Аэробный |
Гликолитического анаэробного (в небольшом объеме) + аэробного воздействия | Аэробный |
Аэробного (в небольшом объеме) + алактатного анаэробного воздействия | Алактатный анаэробный |
ВАРИАНТ «Б» - предназначен для комплексной тренировки с преимущественной направленностью на решение одной главной задачи технической подготовки и дополнительной - развития физических качеств. Он основан на последовательном применении двух относительно больших «блоков» нагрузки. В первом «блоке» обязательным условием является решение частных задач разучивания и совершенствования техники спортивных упражнений, например, отдельных приемов рукопашного боя в рамках решения главной задачи. Во втором «блоке» решаются задачи физической подготовки. Это наиболее удобный вариант построения основной части самостоятельного занятия для начинающих на первых этапах их подготовки, так как он позволяет проводить углубленное разучивание сложных технических действий (например, приемов рукопашного боя) параллельно с развитием необходимых двигательных качеств.
С увеличением объема освоенных навыков движений и ростом физической подготовленности, накоплением тренировочного опыта, можно усложнить структуру занятия. Для этого предлагается следующий вариант его построения.
ВАРИАНТ «В» - структура этого варианта состоит из 3-5 относительно небольших комплексных «блоков» нагрузки, в которых решаются одна главная задача разучивания и совершенствования техники координационно-сложных двигательных действий и дополнительные задачи физической подготовки. В этих «блоках» упражнения технико-тактической подготовки чередуются с упражнениями на гибкость, скоростно-силовыми и на специальную выносливость. Как правило, в последнем «блоке» объем выполнения упражнений, направленных на развитие физических качеств, увеличивается. Такое построение основной части занятия дает возможность «переключаться» после отработки техники отдельных упражнений на выполнение упражнений для специальной физической подготовки. Этим удается избежать сильного специфического утомления высших нервно-моторных функций управления движениями. В конечном итоге, при таком построении занятия можно или существенно увеличить объем выполняемой технической работы, или, при выполнении одинаковых объемов сложно-координированных технических действий, существенно уменьшить степень утомления.
Вариант «Г» - структура занятия этого варианта наиболее проста. Оно состоит из одного «блока» однонаправленной работы и предназначено для решения лишь одной задачи тренировки. Такое построение тренировочных занятий имеет широкое распространение, например, в кроссовой или лыжной подготовке, при развитии силы или гибкости. Продолжительность занятия по этому варианту структуры, как правило, не превышает одного часа.
Отдельно можно выделить контрольные занятия. Они могут проводиться по любому из вышеперечисленных вариантов и предназначены для этапного контроля за уровнем технической и физической подготовленности. Сроки выполнения контрольных занятий определяются в плане тренировок на этап или более длительный период работы.