Бытует мнение, что время значков и других аналогичных знаков отличия, осталось в прошлом. И сегодня, когда государство не выпускает всяческие знаки ГТО и других обществ, а также различные значки с городами, достопримечательностями и другими символами, думается, что значки – это уже пережиток вчерашних дней. Тем более, что самым популярным видом знака отличия сейчас является бэйдж с именем и должностью. Но, я думаю, что это не совсем верно. Значки остались, просто они ушли из такого массового обихода, как раньше, в отдельные нишевые группы.
Вы когда-нибудь замечали, у кого и где мы видим больше всего значков? Если не считать тех, кому носить значки, медали и другие знаки отличия полагается по званию, статусу или должности. Я имею в виду военных, милицию, пожарных и другие военизированные организации. Если задумались только сейчас, то я вам помогу. Больше всего разных (по большей части, дурацких или просто забавных) значков обычно располагается на рюкзаках и куртках различных подростков, которые относят себя к каким-то субкультурам.
Это началось не сегодня, и даже не вчера, а более двадцати лет назад, когда, благодаря различным кооперативам, тогда ещё, в Советском Союзе, изготовление значков перестало быть монополией государства. Конечно, это были довольно простые пластиковые пятачки с впаянной в них булавкой и наклеенной картинкой (чаще всего, фотографией звезды или знаковым высказыванием). Но важно в них было не качество исполнения – а злободневность, не форма, а содержание.
{xtypo_rounded_right2}{/xtypo_rounded_right2}В конечном счете, они и не должны были стать вечной семейной реликвией, их задача была в другом – показать обществу свою позицию. Или даже ещё проще – выделиться из массы. Стоит вспомнить, что тогда для того, чтобы отличаться от советских стандартов, достаточно было куртки-аляски, «дутых» сапог, вареных джинсов, мохерового шарфа, яркого значка, или даже чего-то одного из этого набора.
Шли годы, менялась жизнь, менялось отношение к происходящему. Ушло то всеобщее подростковое умиление всем новым, а вместе с ним ушло, на время, и увлечение значками – как способом самовыражения.
Но, я не зря сказал о том, что это было именно ощущение подростка, который открывает мир и чувствует новые возможности. Это ощущение ушло из общества, но сами подростки то никуда не делись. Выросли одни – появились другие. И у них есть ровно те же самые эмоции первооткрывателей, их волнуют практически те же самые вопросы, что и их сверстников двадцать, тридцать, сорок лет назад. И в них есть то же самое желание сказать что-то новое миру, выделиться из толпы, бунтовать и противопоставлять себя всем на свете. А вместе с этими желаниями на их рюкзаках появляются яркие значки, которые становятся этаким сиюминутным фетишем, символом отличия, способом высказать хоть одну мысль. Пусть даже эта мысль будет просто «Ы-ы-ы!!!».
Да, за это время немного поменялись технологии, вместо пластиковых пятачков с впаянной булавкой, теперь обычно используют жестяные закатные значки. Они стали дешевле и доступнее в производстве. Но это только внешние перемены. Завтра на смену этим технологиям придут другие, и только подростки останутся такими же всегда. И новым подросткам нужен будет свой способ опять говорить с этим миром, опять бунтовать против обыденности, опять выделяться, чтобы считать себя особенными. Это нормально, а значит рано ещё хоронить значки, они ещё послужат, хотя бы и в таких целях.
П. Ютяев по данным сайта allsam.ru