– В чем заключается ваша деятельность, в чем ее уникальность?
– AddVenture – это новый тип венчурного бизнеса, фонд бизнес-ангелов, который фокусируется на IT-проектах и инвестирует на seed stage (посевная стадия) до 1 млн долларов. Два раза в год мы проводим 3-месячную программу, в рамках которой мы инвестируем от 20 до 50 тыс. долларов за небольшую долю в компании – как правило, от 5 до 20%. Такая модель хорошо себя зарекомендовала на рынке США, и мы верим, что в России подобный венчурный инструмент может решить проблему дефицита качественных инвестиционных проектов. Наш фонд предоставляет командам доступ к экспертному сообществу и инвесторам следующего раунда, прокачивает проекты на специализированных тренингах, таких как Start in Garage, организует презентации портфельных компаний на российских и международных конференциях, например iCamp, ISDEF, BlogCamp, SVOD и т. д.
– Каждый четверг вы организовываете так называемые ужины, где присутствуют различные эксперты, которые общаются со стартапами. В чем ценность подобных мероприятий?
– Одно из ключевых наших преимуществ – это smart money. Мы собираем вокруг себя сообщество экспертов-инвесторов, серийных предпринимателей – тех, кто имеет опыт привлечения венчурного капитала, например Максим Снигирев из компании Jami; тех, кто профессионально занимается вирусным продвижением новых продуктов и услуг, например Роман Мандрик из компании «Ксан».
В самом начале жизни компании важно получить обратную связь своей идеи от профессионалов и успешных предпринимателей. Из них я бы отметил Феликса Мучника, генерального директора SoftKey, благодаря советам которого ряд проектов пересмотрели свое позиционирование на рынке. Или Федора Вирина, директора по исследованиям mail.ru, который помог связаться команде стартапа с том-менеджментом крупного интернет-магазина.
– Говорят, что проектов много, но хороших – единицы. Что Вы думаемее об этом?
– На российском рынке дефицит качественных проектов, так как команды в погоне за идеей часто не видят бизнес-компонента. Нужно понимать, что венчурный фонд – это не благотворительная организация по воплощению идей, а это прежде всего инструмент масштабирования бизнеса. Очевидно, качество проекта – это производная от уровня компетенций команды. Артур Рок (Arthur Rock) сказал очень понятно и просто: «And what I'm interested in is investing in people». Какой вывод? Если команда не может справиться, то всю стоимость проекта можно помножить на ноль.
– Еще будучи студентом, Вы начали активно увлекаться предпринимательской деятельностью. Какими были первые шаги?
– На 2-ом курсе я с друзьями стал интересоваться предпринимательством. Придумать свое дело и реализовать его было намного сложнее, поэтому на первом этапе мы решили работать в связке с какой-нибудь компанией. Попробовали и не прогадали! Мы участвовали в конкурсах «Русские инновации», «Бизнес инновационных технологий», во внутренних конкурсах ГУ-ВШЭ. Еще в Вышке мы организовали клуб Innovation Jam, тем самым пытаясь построить бизнес с теми, кого знали.
– Этой весной у вас должна быть следующая программа, сколько проектов планируете набрать? Какие из них являются приоритетными?
– Действительно, в феврале-марте 2009 мы планируем провести вторую программу AddVenture с набором около 10-12 проектов. Перспективными направлениями мы считаем электронную коммерцию, он-лайн 3D-визуализацию, оригинальные игровые проекты на широкую аудиторию, мобильные приложения. В качестве примера последнего направления нельзя не сказать о развивающемся рынке приложений для iPod и iPhone, число которых уже превышает более 160 млн. штук по всему миру. Отдельно стоит отметить грядущую эру LBS - Location Based Services, т.е. сервисы построенные на основе определения местоположения пользователя, что позволит вывести существующие веб-сервисы на новый уровень.
– Максим, Вы плотно взаимодействуете с инвесторами. Скажите, что важно знать молодому стартапщику?
– Для тех, кто хочет поднять венчурные деньги, я посоветовал бы задавать себе вопрос: «Где деньги?». Чтобы понравиться инвестору в самом начале, не нужно рассказывать, о том, какая замечательная идея. Следует делать акцент на том, что продукт и/или услуга очень востребованы на рынке, и особенно на том, каким образом венчурный инвестор может на этом заработать. Наш фонд предпочитает следующий формат: executive summary (короткое описание бизнес-проекта, которое обычно занимает не более 1-2 страниц – Прим. ред.) и демонстрационный видеоролик.
Вопросы | Юлия Имаева