В настоящее время профессиональный труд не требует предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей работников непосредственно в процессе самой трудовой деятельности. В большинстве случаев выполнение трудовых операций связано с физическими нагрузками, не превышающими 30-процентный уровень от индивидуальных возможностей людей.
Для многих видов труда характерны региональные и локальные действия (и даже микродвижения), осуществляемые зачастую в условиях гипокинезии и информационных перегрузок.
Повышенные физические нагрузки испытывают представители лишь сравнительно немногих из современных профессий.
Для предупреждения развития негативных явлений и оптимизации трудовой деятельности необходима общая физическая подготовленность. В целом, она позволяет предупредить возникновение профессиональных заболеваний и травм, отклонения в физическом состоянии и развитии трудящихся, а также ускоряет врабатывание, уменьшает снижение оперативной работоспособности и производительности труда, ускоряет восстановление затраченной нервной и мышечной энергии.
В спортивной практике общефизическая подготовка необходима для создания физиологических предпосылок достижения высокой работоспособности, что дает возможность последующего наращивания объемов специфических нагрузок и совершенствования тренированности в избранном виде спорта.
В ППФП, в отличие от спортивной практики, средства ОФП составляют основное содержание процесса подготовки, но лишь опосредованно влияют на эффективность npoфecсиональной деятельности. Вместе с тем, они создают основу для неспецифической адаптации организма человека к различным видам мышечной активности и средовым факторам.
Высокий уровень общей физической подготовленности, достигаемый в ходе спортивной тренировки, позволяет гораздо легче переносить напряженную работу в необычных или даже экстремальных условиях, в том числе при высоких или низких температурах, гипоксии, резком изменении атмосферного давления, больших ускорениях и перегрузках, и т. п.
Однако, в процессе ОФП необходимо преимущественное развитие тех физических качеств и способностей, которые в большей степени влияют на результативность профессиональной деятельности.
В период становления профессионального мастерства надо с осторожностью применять те упражнения, которые могут отрицательно повлиять на формирование профессионально-важных двигательных навыков. Негативный эффект в период обучения могут дать и повышенные объемы физических нагрузок.
Специальная направленность физической подготовки обеспечивается также использованием прикладных упражнений и видов спорта, посредством которых развиваются качества и формируются двигательные умения и навыки, специфичные лишь для конкретных профессий. Так, военнослужащим и работникам правоохранительных органов необходимы навыки ведения единоборств, преодоления препятствий, лазания, ходьбы на лыжах, ускоренного передвижения. Для флотских профессий важны навыки плавания, ныряния, гребли, устойчивость к укачиванию, а представителям летных специальностей нужна устойчивость к перегрузкам.
Специальная физическая подготовка сокращает сроки обучения специалистов и их адаптацию к условиям профессиональной деятельности, позволяет поддерживать высокую производительность труда в современном материальном производстве, предупреждает возможные негативные влияния некоторых видов и условий трудовой деятельности на здоровье и физическое состояние работников.