Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства и спорта. Она делает окружающий мир мягче, теплей, ласковей. Она необходима людям как символ красоты, и наш долг сберечь эту красоту. Глядя на юных, очаровательных, изящных девушек – гимнасток, понимаешь: они, их подруги – генофонд нации. Пока они есть, будет существовать и Россия.
Художественная гимнастика это не только ловкость, сила и выносливость. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой и хореографией, она требует от спортсменок чувства ритма и музыкальности, вырабатывает тонкую координацию и выразительность движений, способствует эстетическому воспитанию гимнасток.
Она вобрала в себя ранее существовавшие «эстетическую гимнастику», где главенствующей была выразительность человеческого тела, «ритмическую гимнастику», где все было подчинено темпо-ритму музыкального или звукового сопровождения, «женскую гимнастику», где доминировала танцевальность движений, «свободную пластику» Айседоры Дункан.
Зинаида Вербова с воспитаницами своей Студии. 1923 год.
Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой (1923 г.), студии художественного движения Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии «Темас» Александры Семеновой-Найпак (1927 г.) и многих других.
Первыми педагогами Высшей школы стали Елена Николаевна Горлова, Роза Абрамовна Варшавская, Анастасия Михайловна Невинская, Зинаида Давыдовна Вербова, Александра Михайловна Семенова-Найпак. Вместе с первыми ученицами – Анной Николаевной Ларионовой, Юлией Николаевной Шишкаревой, Татьяной Тимофеевной Варакиной, Татьяной Петровной Марковой, Лидией Ниловной Кудряшовой, Ариадной Ричардовной Башниной, Софьей Васильевной Нечаевой, Галиной Александровной Бобровой они сотворили чудо, разработали основы нового вида спорта для женщин – «художественной гимнастики», ныне имеющей своих поклонниц уже почти в 60 странах мира.
"Высшая школа художественного движения" при институте физической культуре им. П.Ф. Лесгафта. Ленинград 1935 год.
Сделать ее красивой, изящной, привлекательной во многом помогли ведущие мастера балета Мариинского театра. Классический танец в Высшей школе преподавал будущий Народный артист СССР Ростислав Захаров, характерный танец – выдающийся мастер характерного танца Сергей Корень, историко-бытовой танец – будущий художественный руководитель нынешней Санкт-Петербургской академии хореографии им. А.Вагановой Николай Ивановский.
В этот же период ленинградскими специалистами было проведено уточнение классификации, систематизация средств выразительности художественной гимнастики, определен объем программного материала, разработаны первичные правила соревнований.
В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей северной столице стартует первый чемпионат России. Первой примадонной российской гимнастики стала москвичка Людмила Зотова. Начиная с 1948 года ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики.
Популярность этого красивого девичьего вида спорта росла с каждым годом. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира. Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне.
I-й мастер спорта по художественной гимнастики Л. Назмутдинова. Свердловск 1954 год.
Современные состязания «художниц» - это в первую очередь состязания многоборок. Многоборье состоит из четырех произвольных упражнений с предметами, которые каждый сезон выбираются из пяти возможных (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не менее 1 мин. 15 сек. и не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) – главная олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). А вот групповые упражнения, впервые появившиеся на чемпионате мира 1967 г. входят в олимпийскую программу с 1996 года. Только теперь это групповое двоеборье. Пять гимнасток сначала выполняют упражнение с однородными предметами (например, 5 мячей), а потом второе упражнение с разнородными предметами (скажем 2 обруча и 3 ленты). Продолжительность каждой композиции от 2 минут до 2 минут 30 секунд. Первый комплект олимпийских наград в групповом двоеборье был разыгран в Атланте в 1996 году. Его получили испанки.
Позади 27 чемпионатов мира. Будапешт – Прага – Копенгаген – Варна – Гавана – Роттердам – Мадрид – Базель – Лондон – Мюнхен – Страсбург – Вальядолид – Варна – Сараево – Афины – Брюссель – Аликанте – Париж – Вена – Будапешт – Берлин - Севилия – Осака – Мадрид – Новый Орлеан – Будапешт – Баку. Такова звездная дорога наших ведущих мастеров. Семь раз россиянки: в 1963 г. Л.Савинкова, в 1967 г. Е.Карпухина, в 1973 г. Г.Шугурова, в 1992 г. О.Костина, в 1999 и в 2003 гг. А.Кабаева, в 2005 г. О.Капранова становились абсолютными чемпионками мира.
I-я абсолютная чемпионка Европы Г. Шугурова из Омска. 1978 год.
Проведен 21 чемпионат Европы. Их география: Мадрид – Амстердам – Ставангер – Вена – Флоренция – Хельсинки – Гетеборг – Штутгарт – Бухарест – Салоники – Прага – Аскер –Патры – Порту – Будапешт – Сарагоса – Женева – Гранада – Риза – Киев – Москва. Абсолютными чемпионками Европы 7 раз признавались сильнейшие гимнастки России: в 1978 г. Г.Шугурова, в 1984 г. Г.Белоглазова, а, начиная с 1998 г., 5 раз европейским лидером является неповторимая Алина Кабаева.
Наконец, 6 раз «художницы» стартовали в Олимпийских играх. Две последние Олимпиады принесли восхитительные победы нашим землячкам – москвичкам: в Сиднее – Ю.Барсуковой, в Афинах прелестной А.Кабаевой. Победили в эти годы россиянки и в групповых упражнениях. Олимпийскими чемпионками в групповых упражнениях стали в Сиднее (2000 г.) М.Нетесова, И.Белова, Е.Шаламова, Н.Лаврова, И.Зильбер, В.Шиманская. В Афинах (2004 г.) Н.Лаврова, О.Белугина, Е.Мурзина, Е.Посевина, Т.Курбакова, О.Глацких.
Групповые квинтеты России стали чемпионами мира в двоеборье в 1999 г. в Осаке, в 2002 г. в Новом Орлеане, в 2003 г. в Будапеште, в 2005 г. в Баку. Чемпионами Европы в 1995 г. в Праге, в 1997 г. в Патрах, в 2001 г. в Женеве, в 2003 г. в Ризе.
Таким образом, период, начиная с конца 90-х годов прошлого века, когда гимнастки суверенной России выступали уже национальной командой, а руководителем сборной страны назначена Ирина Александровна Винер, можно считать поистине «золотым».
Россиянки стали стабильно обладательницами всех высших мировых титулов.