Особую осторожность нужно проявлять ребенку в ситуации, когда инициатором беседы выступает сам незнакомец. Среди злоумышленников немало прекрасных специалистов по ведению беседы. Наличие большого опыта подобных разговоров вместе с использованием специальных разговорных техник обеспечивают им желаемый итог — ребенок соглашается на все их предложения.
Чтобы избежать нежелательного результата, ребенку необходимо научиться распознавать такие ситуации, сразу же стараться отойти от незнакомца на безопасное расстояние (2-3 метра), извиниться, прерывая разговор (или сделать вид, что он не расслышал просьбы), и быстро уйти в безопасное место. Оказавшись рядом с родителями или опекающими ребенка взрослыми (другими родственниками, учителями, хорошими знакомыми), ребенок должен незамедлительно рассказать им о разговоре с незнакомцем, описывая при этом его приметы.
Совсем другая ситуация складывается в том случае, когда ребенок сам выбирает незнакомого человека для беседы и просит его позвонить родителям. Шансов на то, что он выберет именно злоумышленника, невелик. Но и этот шанс нужно постараться исключить.
По каким же критериям подготовленный ребенок может оценить незнакомца и признать его безопасным для себя?
Люди в форме.
Милиционеры, военные, курсанты военных училищ, железнодорожники, пожарные, охранники — все эти люди носят форму. Эти люди находятся на службе, предусматривающей помощь другим людям. Помочь ребенку, попавшему в беду, для этих людей — профессиональная обязанность.
Конечно же, риск встретиться со злоумышленником в погонах существует и в этом случае, но он ничтожен. Как свести его практически к нулю, поговорим чуть позже.
Люди, работающие в государственных учреждениях.
В магазинах, банках, отделениях связи, больницах, аптеках, школах, библиотеках, высших учебных заведениях, кинотеатрах, пожарных частях и т.д. всегда есть охранники — люди в форме. О них мы уже говорили. Можно смело обращаться за помощью также к людям, находящимся на рабочем месте. Например, ребенок, зайдя в больницу, может сразу не увидеть охранника, но он тут же обнаружит администратора или человека в белом халате. Бейджик на одежде укажет, как зовут этого человека и кем он работает.
Если же бейджика нет, ребенок может подойти в магазине — к кассиру (деньги случайному человеку не доверят), в гостинице — к дежурному администратору, в метро — к дежурной у турникетов и т.д.
Общий принцип — искать человека, находящегося на своем рабочем месте, и обращаться за помощью к нему.
Как снизить до минимума риск нарваться на преступника?
- Необходимо предварительно внимательно присмотреться к человеку, который может оказать реальную помощь.
Если ребенок ищет человека в форме, он должен знать, как выглядит милиционер, военный, железнодорожник, пожарный, охранник и т.п. Для этого родителям необходимо показать всех этих людей в форменной одежде (обращая особое внимание на фуражку, китель, брюки, ботинки или сапоги) сначала на страницах журналов и газет, а потом — во время прогулок, посещения магазинов, банков и других государственных учреждений.
Тогда рыбак в камуфляжной форме вызовет у ребенка разумные подозрения, как и человек в милицейской фуражке, но в черных брюках, не являющихся частью формы милиционера.
Если около больницы стоит человек в белом халате, ребенок автоматически не будет считать его врачом, пока не увидит его рядом с таким же образом одетыми людьми.
Взрослый человек в школе не будет ассоциироваться с учителем до тех пор, пока ребенок не увидит его рядом с другими работниками школы или учениками.
И, конечно же, ни в коем случае нельзя уходить из людных мест с "добровольными помощниками", которые обещают отвести к родителям. Риск уйти со злоумышленником очень велик. Ребенок должен остаться на месте и в категорической форме отказаться куда-либо уходить.
- Разговаривать с потенциальным спасителем нужно осторожно, поддерживая, по возможности, безопасную дистанцию, особенно в тех случаях, если ребенок не до конца уверен в своем собеседнике.
Потерявшийся ребенок может попросить, скажем, охранника магазина позвонить его родителям и сообщить, где он находится. Для этого необходимо знать наизусть рабочие и сотовые номера телефонов родителей, а также других знакомых взрослых. Лучше всего, если ребенок позвонит и все объяснит сам. Во время беседы желательно стоять на расстоянии 2-3 метра от собеседника. Если человек, к которому обращается ребенок, действительно желает оказать помощь, он правильно поймет такое поведение. Если же он начнет приближаться, ребенку лучше убежать и поискать помощи в другом месте.
При наличии определенной практики общения (сначала — под контролем родителей) ребенок сможет уверенно выбирать из десятков прохожих именно тех, кто с удовольствием поможет осторожному ребенку, не подвергая его опасности.