266-572-755
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Независимая Пресса.РУ
Free-Press.ru
Дети, семья
Главное меню
ИНФОРМЕРЫ

Научить общаться

Научить общатьсяЧто делать, если ребенок по развитию общения существенно отстает от своего возраста, если в четыре года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в пять-шесть лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить его по-новому общаться со взрослым? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия. Характер этих занятий должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Можно выделить общий принцип организации таких занятий – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы общения. Другими словами, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому. И надо, конечно, не демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения, а вести ребенка за собой, включать его в это общение. Это возможно только в том случае, если взрослый знает и понимает уже существующие интересы и представления дошкольника и опирается на достигнутый им уровень общения.

Занятия лучше начинать с того уровня общения, которого ребенок уже достиг. Это могут быть совместные игры, которые особенно нравятся ребенку и которые он сам выбирает: подвижные игры, игры с правилами и др.

Взрослый при этом должен выполнять роль и организатора, и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия другого и в то же время сам включаться в игру. В таких играх дети учатся ориентироваться на партнера, не обижаться, если проиграли.

Если ребенок не проявил склонности к разговору со взрослым на познавательные темы, следующим этапом занятий должно стать формирование этого вида общения. Для этого нужно постепенно в ходе игры или после нее вовлечь ребенка в разговор на познавательные темы. Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить, чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), рассказать о диких кошках. Разговор можно сопровождать показом картинок, используя лото – зоологическое, ботаническое.

Взрослый должен поддерживать познавательную активность ребенка. Надо не просто сообщать ребенку интересные сведения, а стараться включить его в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого нужно стимулировать его собственные вопросы, подводить его к правильным ответам. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность детей, любые проявления любознательности: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них.

Как правило, после восьми-десяти подобных занятий дети достаточно легко поддерживают познавательную беседу.

В ходе занятий по формированию личностного общения важно создать условия, позволяющие ребенку оценить и осознать свои действия и поступки. Сначала разговор с ребенком можно основывать на его конкретных, предметных действиях. Для этого подходит любой вид продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Дав конкретное задание (нарисовать птичку или вырезать домик), взрослый может затем попросить ребенка оценить свой рисунок, сравнить с другими, выбрать лучшие, отметить недостатки.

Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание детей к более или менее объективной оценке их собственных умений и достижений в хорошо знакомой им деятельности, формулировке и обоснованию этих оценок, сопоставлению своего мнения с мнением других. Взрослый при этом высказывает и обосновывает свое отношение к результатам деятельности ребенка, но не навязывает его как единственно верное и не подавляет инициативу детей. В дальнейшем это умение высказывать и обосновывать свое мнение, сравнивать себя с другими нужно наполнять личностным содержанием.

Беседы желательно начинать с чтения и обсуждения книжек о жизни детей: об их отношениях, поступках, конфликтах. Можно спросить, кто из персонажей больше понравился и почему, на кого хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на вопросы, взрослый сам высказывает свое мнение и обосновывает его. После этого можно предложить для обсуждения другую историю.

Постепенно можно переводить беседу с конкретных фактов на какую-нибудь более общую тему. Можно, например, спросить ребенка, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он сам поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях со сверстниками можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книжках.

При этом взрослый должен не только спрашивать, но и сам быть активным участником обсуждения. Интерес к мнению взрослого обычно ярко проявляется в поведении ребенка: в его взгляде «глаза в глаза», в сосредоточенности, в готовности отвечать на все вопросы и высказывания воспитателя.

Отталкиваясь от конкретных событий, описанных в книжках, можно перевести разговор на общечеловеческие темы. При ЭТОМ, как и при формировании познавательного общения, важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Это особенно трудно для пяти-шестилетних детей. Если в предыдущем случае эта тема была подкреплена наглядным материалом (картинки, иллюстрации), то здесь такой наглядной опоры уже нет. Поэтому взрослый должен заранее продумать и приготовить для обсуждения несколько тем, связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может сопоставить с собой и с окружающими людьми. Это могут быть человеческие качества (доброта, упрямство, жадность), реальные знакомые ему события (поход в гости, в театр и т.д.), различные профессии и те черты характера, которых они требуют. Если взрослый почувствует, что ребенок не заинтересовался разговором и тяготится им, лучше беседу прекратить.

Опыт показывает, что два-три месяца таких бесед приводят, как правило, к обретению ребенком способности беседовать на личностные темы.

Описанные приемы не являются единственно возможными.

Можно возразить, что такими беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. И какая разница родителям или воспитателям, как развито у ребенка общение, если он не слушается, не уважает труд взрослых, безобразничает, пачкает и портит все подряд. «Вот где реальные жизненные проблемы! А вы про формы общения...»

Но дело в том, что все перечисленные проблемы так или иначе связаны с отношениями детей и взрослых, а значит, и с их общением. Если старшие хорошо понимают ребенка, знают, что его интересует, почему он действует так, а не иначе, умеют найти простые доходчивые слова, многие проблемы могут не возникнуть.

И вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения: ведь говорить о чем-нибудь важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и за домашней работой, и перед сном. Для этого не нужно много времени – нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Ведь многие наши требования и обвинения возникают в результате того, что мы плохо представляем психологию малыша и полагаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых.


РЕКЛАМА
Кулинария, рецепты
Как заработать на опте разливного пива в Новороссийске
Кулинария и рецепты
Как заработать на опте разливного пива в НовороссийскеВ рознице существует серьезная конкуренция и начинать бизнес сейчас совсем непросто. И все же, есть сегмент рынка, в котором начинающих ждут хорошие перспективы. Мы говорим о небольших магазинах, пивбарах, занимающихся реализацией особых,...


Мороженое! Кто его не любит?
Кулинария и рецепты
Мороженое! Кто его не любит?Особенно желательно в жаркий летний день. Выбор этого товара большой. Каждый может выбрать то, что ему больше нравится. Вкус лакомства во многом зависит от качества смеси для сухого мороженого. Что это? Об этом в статье. Во-первых, запомните,...


НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО РУБРИКАМ
Дети
Дети
Домашние животные
Животные
Праздники
Праздники
Образование
Образование
Мода
Мода
Досуг
Досуг
Спорт
Спорт
Отдых
Отдых
Дом, строительство, ремонт
Как укрепить стены котлована при земляных работах?
Дом
Как укрепить стены котлована при земляных работах?Каждое крупное строительство начинается с выполнения земляных работ. На этом этапе строительства команда готовит фундамент и все соединения. Для земляных работ обычно делается специальная траншея, глубина которой может быть разной. Неглубокие и мелкие раскопки не нуждаются в специальной защите, но в случае глубоких и обширных раскопок все иначе. В этой статье мы постараемся подсказать, как обезопасить котлован с помощью стены для котлована.
Техника и технологии
Прием отработанного оборудования, бытовой техники
Техника и технологии
Прием отработанного оборудования, бытовой техникиЧто делать с использованными электрическими и электронными устройствами? Не выбрасывайте их вместе с другими отходами! Узнайте здесь, почему этого нельзя делать и как утилизировать электронные отходы удобным и экологически безопасным способом.
Красота
Дыня в косметологии
Красота
Дыня в косметологииСочную дыню любят практически все. Обладающая большим содержанием ароматного сока и приятной на вкус мякотью, она стала обязательной сладостью, покупаемой в нашей стране в конце лета и начала зимы.
Реклама на портале
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ







Контакты
Хотите с нами связаться? Вам сюда!
Здоровье
  • Лечение псориаза. Псориаз можно эффективно лечить
    Здоровье
    Лечение псориаза. Псориаз можно эффективно лечитьПациенты, страдающие псориазом, должны избегать употребления алкоголя, курения сигарет и других стимуляторов, потому что они усиливают симптомы болезни, - говорит доктор Ирена Валецкая, заведующая Дерматологической клиникой Центральной клинической больницы Министерства внутренних дел и администрации в Варшаве, добавляет: - Они также должны проходить регулярные стоматологические, ЛОР и, в случае женщин, гинекологические осмотры, чтобы...
  • Имплантация зубов
    Здоровье
    Имплантация зубовВ жизни каждого человека случаются неприятности. Будь то поломка машины, аврал на работе. Но одни из самых неприятных вещей, которые смогут с нами случиться, это проблемы со здоровьем. Из-за занятости мы редко посещаем врачей и приходим к ним только тогда, когда уже болезнь запущена. А многих врачей мы избегаем из-за страха, который тянется из глубокого детства, мы страшно боимся похода к стоматологу.
ПАРТНЁРЫ
Мамусик.РУ
Стройка СМИ.РУ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ
© Независимая Пресса 2014-2022
Информация об ограничениях Реклама на сайте
Полное или частичное копирование материалов с сайта запрещено без письменного согласия администрации портала Free-Press.RU
Создание, поддержка и продвижение сайта - Leon