266-572-755
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Независимая Пресса.РУ
Free-Press.ru
Дети, семья
Главное меню
ИНФОРМЕРЫ
Научить общатьсяЧто делать, если ребенок по развитию общения существенно отстает от своего возраста, если в четыре года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в пять-шесть лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить его по-новому общаться со взрослым? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия. Характер этих занятий должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Можно выделить общий принцип организации таких занятий – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы общения. Другими словами, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому. И надо, конечно, не демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения, а вести ребенка за собой, включать его в это общение. Это возможно только в том случае, если взрослый знает и понимает уже существующие интересы и представления дошкольника и опирается на достигнутый им уровень общения.

Занятия лучше начинать с того уровня общения, которого ребенок уже достиг. Это могут быть совместные игры, которые особенно нравятся ребенку и которые он сам выбирает: подвижные игры, игры с правилами и др.

Взрослый при этом должен выполнять роль и организатора, и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия другого и в то же время сам включаться в игру. В таких играх дети учатся ориентироваться на партнера, не обижаться, если проиграли.

Если ребенок не проявил склонности к разговору со взрослым на познавательные темы, следующим этапом занятий должно стать формирование этого вида общения. Для этого нужно постепенно в ходе игры или после нее вовлечь ребенка в разговор на познавательные темы. Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить, чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), рассказать о диких кошках. Разговор можно сопровождать показом картинок, используя лото – зоологическое, ботаническое.

Взрослый должен поддерживать познавательную активность ребенка. Надо не просто сообщать ребенку интересные сведения, а стараться включить его в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого нужно стимулировать его собственные вопросы, подводить его к правильным ответам. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность детей, любые проявления любознательности: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них.

Как правило, после восьми-десяти подобных занятий дети достаточно легко поддерживают познавательную беседу.

В ходе занятий по формированию личностного общения важно создать условия, позволяющие ребенку оценить и осознать свои действия и поступки. Сначала разговор с ребенком можно основывать на его конкретных, предметных действиях. Для этого подходит любой вид продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Дав конкретное задание (нарисовать птичку или вырезать домик), взрослый может затем попросить ребенка оценить свой рисунок, сравнить с другими, выбрать лучшие, отметить недостатки.

Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание детей к более или менее объективной оценке их собственных умений и достижений в хорошо знакомой им деятельности, формулировке и обоснованию этих оценок, сопоставлению своего мнения с мнением других. Взрослый при этом высказывает и обосновывает свое отношение к результатам деятельности ребенка, но не навязывает его как единственно верное и не подавляет инициативу детей. В дальнейшем это умение высказывать и обосновывать свое мнение, сравнивать себя с другими нужно наполнять личностным содержанием.

Беседы желательно начинать с чтения и обсуждения книжек о жизни детей: об их отношениях, поступках, конфликтах. Можно спросить, кто из персонажей больше понравился и почему, на кого хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на вопросы, взрослый сам высказывает свое мнение и обосновывает его. После этого можно предложить для обсуждения другую историю.

Постепенно можно переводить беседу с конкретных фактов на какую-нибудь более общую тему. Можно, например, спросить ребенка, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он сам поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях со сверстниками можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книжках.

При этом взрослый должен не только спрашивать, но и сам быть активным участником обсуждения. Интерес к мнению взрослого обычно ярко проявляется в поведении ребенка: в его взгляде «глаза в глаза», в сосредоточенности, в готовности отвечать на все вопросы и высказывания воспитателя.

Отталкиваясь от конкретных событий, описанных в книжках, можно перевести разговор на общечеловеческие темы. При ЭТОМ, как и при формировании познавательного общения, важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Это особенно трудно для пяти-шестилетних детей. Если в предыдущем случае эта тема была подкреплена наглядным материалом (картинки, иллюстрации), то здесь такой наглядной опоры уже нет. Поэтому взрослый должен заранее продумать и приготовить для обсуждения несколько тем, связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может сопоставить с собой и с окружающими людьми. Это могут быть человеческие качества (доброта, упрямство, жадность), реальные знакомые ему события (поход в гости, в театр и т.д.), различные профессии и те черты характера, которых они требуют. Если взрослый почувствует, что ребенок не заинтересовался разговором и тяготится им, лучше беседу прекратить.

Опыт показывает, что два-три месяца таких бесед приводят, как правило, к обретению ребенком способности беседовать на личностные темы.

Описанные приемы не являются единственно возможными.

Можно возразить, что такими беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. И какая разница родителям или воспитателям, как развито у ребенка общение, если он не слушается, не уважает труд взрослых, безобразничает, пачкает и портит все подряд. «Вот где реальные жизненные проблемы! А вы про формы общения...»

Но дело в том, что все перечисленные проблемы так или иначе связаны с отношениями детей и взрослых, а значит, и с их общением. Если старшие хорошо понимают ребенка, знают, что его интересует, почему он действует так, а не иначе, умеют найти простые доходчивые слова, многие проблемы могут не возникнуть.

И вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения: ведь говорить о чем-нибудь важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и за домашней работой, и перед сном. Для этого не нужно много времени – нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Ведь многие наши требования и обвинения возникают в результате того, что мы плохо представляем психологию малыша и полагаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых.
РЕКЛАМА
КУЛИНАРИЯ, РЕЦЕПТЫ

Как приготовить жареный рис с курицей и овощами

Как приготовить жареный рис с курицей и овощами
Пошаговый рецепт жареного риса с курицей и овощами. Узнайте, какие ингредиенты нужны, как правильно приготовить и подать это вкусное и сытное блюдо.
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО РУБРИКАМ
Дети
Дети
Домашние животные
Животные
Праздники
Праздники
Образование
Образование
Мода
Мода
Досуг
Досуг
Спорт
Спорт
Отдых
Отдых
ДОМ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕМОНТ

Как выбрать обогреватель для дачи

Как выбрать обогреватель для дачи
Выбор обогревателя для дачи зависит от площади помещения, типа отопления и бюджета. Узнайте, как выбрать подходящее устройство для комфортной зимовки.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ

Будущее развития биоинженерии и генной модификации в сельском хозяйстве

Будущее развития биоинженерии и генной модификации в сельском хозяйстве
Перспективы биоинженерии и генной модификации в сельском хозяйстве: новые технологии, улучшенные урожаи, устойчивость к климатическим изменениям и продовольственная безопасность.
КРАСОТА

Как выбрать лучший антицеллюлитный крем для быстрого эффекта

Как выбрать лучший антицеллюлитный крем для быстрого эффекта
Как выбрать антицеллюлитный крем для быстрого результата? Откройте секреты правильного выбора и подходящих ингредиентов для борьбы с целлюлитом.
Реклама на портале
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ







Контакты
Хотите с нами связаться? Вам сюда!
ЗДОРОВЬЕ

Как укрепить сосуды и улучшить кровообращение

Как укрепить сосуды и улучшить кровообращение

Узнайте, как укрепить сосуды и улучшить кровообращение с помощью простых методов: правильного питания, физических упражнений и народных средств.

Максимальное улучшение показателей с гипоксическим тренажером для спортсменов

Максимальное улучшение показателей с гипоксическим тренажером для спортсменовСовременные спортсмены постоянно ищут способы улучшения своих результатов. Одним из эффективных методов тренировки дыхательной системы является использование гипоксических тренажеров. Эти устройства симулируют условия высокогорья, создавая атмосферу с пониженным содержанием кислорода. Это позволяет спортсменам адаптироваться к более жестким условиям, что в дальнейшем улучшает их физические показатели и выносливость.

Почему важно следить за уровнем фолата при беременности

Почему важно следить за уровнем фолата при беременности
Следить за уровнем фолата при беременности важно для нормального развития плода и предотвращения заболеваний нервной трубки. Узнайте о его роли и источниках.
ПАРТНЁРЫ
Мамусик.РУ
Стройка СМИ.РУ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ
© Независимая Пресса 2014-2025
Информация об ограничениях Реклама на сайте
Полное или частичное копирование материалов с сайта запрещено без письменного согласия администрации портала Free-Press.RU
Яндекс.Метрика
Создание, поддержка и продвижение сайта - Leon