Первая коляска была изобретена в 1733 году англичанином Уильямом Кавендишем, который был архитектором ландшафтов. Сделал он ее по заказу третьего Девонширского герцога, отца шестерых детей. Первым пассажиром необычного для того времени транспорта стал старший сын герцога лорд Фредерик. Этот мальчик в свое время дослужился до фельдмаршала. А его младший брат, которому детский транспорт перешел по наследству, лорд Джон, стал министром финансов.
Если бы мы увидели первую коляску для детей, то не поняли бы, что это такое. С современными колясками (и даже не очень современными) она не имела ничего общего. Это была всего лишь небольшая повозка, в которую впрягали коз или пони. Но среди тех, кто узнал о новом изобретении, она произвела настоящий фурор, и вскоре все усилия Кавендиша по созданию этого вида детского транспорта были с лихвой оправданы.
Коляски стали невероятно востребованы и модны среди богатых людей Европы. Особенно этому поспособствовала Королева Виктория, у которой было девять детей. В отличие от других знатных особ, она была настолько любящей матерью, что самостоятельно занималась их воспитанием и любила гулять с ними. Этим Виктория давала почву для многочисленных разговоров в своем окружении и за пределами дворца, так как в то время подобная материнская забота среди знати была невиданной, а тем более – когда речь шла о самой королеве.
Прекрасное зрелище – королева в шикарном платье идет с прогулочной коляской по живописным аллеям дворцовых парков в окружении своих детишек. Чем не сюжет для успешного рекламного ролика? И аристократы не остались равнодушными к такому сюжету, подхватив идею использования специальной повозки для детей. Мода на детские коляски прочно внедрилась в массы. А если учесть, что королевский дворец часто посещали иностранные послы, то эта мода распространилась и в другие страны.
Как известно, спрос рождает предложение, поэтому в 1953 году Чарльз Бартон создал новую модель детского транспорта и запатентовал свое изобретение. От модели Уильяма Кавендиша новая коляска отличалась тем, что вместо упряжи для животных у нее сзади была ручка, предназначенная для управления транспортом взрослого человека. Но все равно эта повозка была больше похожа на обычный экипаж, только меньшего размера.
Лишь после 70-х годов XIX века коляска стала люлькой на колесах. И все равно ее считали разновидностью взрослого транспорта, только для детей. Было даже такое время (в 1873 году), когда лондонские власти запретили таким транспортам ездить по тротуарам, считая их обычным транспортом. А его место – на проезжей части…
Серийное производство детских колясок началось в Англии в 1877 году. Фирма «Silver Cross», ставшая первым производителем детского транспорта в массовых масштабах, до наших дней не утратила репутации самой престижной компании в своей сфере деятельности.
После первой мировой войны, когда начался настоящий беби-бум, спрос на детские коляски просто зашкалил. Их начали выпускать все больше и больше, и эти изделия для детей стали доступны практически всему населению. В дальнейшем каждые всплески рождаемости вызывали прибавление новых фирм по производству данного вида продукции, а также других товаров для маленьких граждан.
Самые серьезные изменения детские коляски претерпели в начале ХХ века. Они обзавелись колясочной корзиной и подножками. Они стали ниже, а корзина – глубже. Из-за этой особенности нередкими были случаи, когда малыши выбирались из люлек на землю без особого труда, как только их родители отвлекались.
Промышленное производство отечественных колясок началось в 1949 году, когда из побежденной Германии по указу правительства СССР был привезен промышленный образец . Изучив устройство немецкого изделия, советские инженеры разработали свои, отечественные аналоги. Приказом Серго Орджоникидзе в стране было запущено пятьдесят цехов по производству этой продукции. Еще бы – в стране ожидался очередной всплеск рождаемости, и промышленность должна была быть готовой к встрече нового поколения. С 1953 по 1990 год было выпущено 4,5 единиц отечественных детских колясок. Так, например, на авиационном заводе в Дубне в октябре 1989 года ежедневно производилось более тысячи единиц данной продукции.
Несмотря на массовое производство, о качестве этой продукции для детей тоже не забывали. На заводах работала целая система управления качеством, которая минимизировала случаи брака в изделиях. Конкурсы и смотры, проводимые среди 52-х предприятий СССР, выпускавших детские коляски, проводились регулярно. Лидером в 1977 году стал авиационный завод г. Дубны. Предприятие было удостоено награды ВДНХ: золотой медали и государственного Знака качества. И в 1979 году решением правительства это предприятие было назначено головным в своей отрасли и ведущим в СССР. Все новые виды моделей, разработанные конструкторами 52 советских заводов, испытывались именно на этом предприятии.