На черном, красном, иногда синем, или зеленом фоне разбросаны яркие цветы, крупные садовые и неприметные полевые.
Мастер взмахивает как волшебник кисточкой, тут лепесток тронет, там листочек прорисует, и появляется чудо — знаменитые подносы жостово. Цветочный букет — основной мотив росписи.
Художник черпает вдохновение из своего воображения, использует проверенные композиционные приемы.
Только дилетанту покажется, что мастер как захотел, так и написал цветы. На самом деле их располагают гирляндами по периметру подноса, или делают букеты из определенного количества цветов: трех или пяти.
Иногда цветы помещают в корзины, вместе с ними изображают ягоды, птицы, различные фрукты.
Подносы разделяются на бытовые и для украшения. Те, что для украшения под самовар не поставишь, у них другое назначение: ласкать взор своей красотой. Каждый поднос существует в единственном экземпляре, захочет мастер написать еще один такой же, все равно не получится: оттенок цветка другой или лепесточки не так лягут.
Для росписи мастера пользуются легкими и мягкими беличьими кисточками. Живопись многослойная, и каждый слой должен хорошо просохнуть. Поэтому в работе у мастера бывает сразу несколько подносов жостово.
Вглядишься в поднос и увидишь, как тщательно художник прорисовывал каждую прожилку, тычинку или пестик, между цветами вписывал травный узор, бортики украшал затейливым орнаментом. Зеркальный блеск наводил уже собственной ладонью, нанося на поверхность меловой порошок.
Из такой кропотливой работы и рождается чарующая красота жостовской росписи.