Современный рынок давно перестал быть стихийным и развивается по определенным законам – его изменения можно прогнозировать, инициировать и регулировать. Одним из инструментов анализа рынка является маркетинговое исследование различных сфер делового процесса.
Маркетинговые исследования (от англ. marketing research) представляют собой форму бизнес-исследования и такую отрасль прикладной социологии, в которых внимание аналитика концентрируется на изучении и понимании поведения, пожеланий и предпочтений потребительской среды, сектора конкурентов и всего данного направления экономики в целом. В ходе этой работы осуществляется изучение текущей ситуации на рынке и прогноз ее развития, анализ спроса и предложений по данному виду товаров или услуг, рыночная конъюнктура, ценовая динамика и общие настроения потребителей. Целью этих мероприятий является улучшение продвижения на рынке определенных товаров или услуг, увеличение объема их сбыта и продаж.
Как правило, необходимость в маркетинговом исследовании возникает тогда, когда компания планирует выйти на новый рынок сбыта своих товаров или услуг или расширить зону своего охвата. В этих случаях важно понимать, подходит ли новое предложение потенциальной целевой аудитории и чего не хватает уже имеющимся клиентам. Услуга проведения маркетингового исследования входит в спектр предложений маркетинговых агентств и контакт-центров. Одним из контакт-центров, имеющих большой опыт в данном виде работ, является компания «Инфотелл», много лет работающая на рынке Москвы, других регионов страны и за ее пределами.
Бизнес-процесс проведения маркетинговых исследований в «Инфотелл» выглядит следующим образом. Компания-заказчик предоставляет анкету, в соответствии с которой будет проводиться опрос, и анкетируемую базу. Если базы контактных данных у клиента нет, то он дает описание аудитории для того, чтобы сотрудники «Инфотелл» могли сформировать ее самостоятельно. В заранее оговоренные сроки производится сбор необходимой информации посредством телефонного маркетинга. Отчет по результатам маркетингового исследования предоставляется клиенту на выбор в удобной для него форме. Это могут быть просто заполненные анкеты, отчет в SPSS-формате или база данных с ответами и комментариями анкетируемых. Такого рода отчеты помогают получить наиболее полную картину об актуальной ситуации на том или ином рынке, о предпочтениях потребителей, об активности конкурентов. Компании, руководство которых понимает необходимость периодического проведения такой работы, как правило, развиваются гораздо успешнее.