Классическая классификация бытовых печей подразделяет их на несколько основных типов — варочные, отопительные и комбинированные (отопительно-варочные). Печи также делятся на теплоемкие с периодической топкой и на нетеплоемкие с постоянным горением топлива.
Определение “камин” из советских нормативных документов в свое время было изъято. Но в настоящем ряд фирм, торгующих каминами на нашем рынке, пытается противопоставить и отделить камины от печей, что формально позволяет не выполнять требования российских ГОСТов, СНиПов и Правил пожарной безопасности, предъявляемых для печного отопления. Поэтому вопрос — являются ли каминами чугунные топки, становится принципиальным. В России такие конструкции всегда называли “буржуйками”, печами-времянками и относили к нетеплоемким печам постоянного горения, с обеспечением строго регламентируемого минимального времени сгорания топлива. По ГОСТу 9817—95 “Аппараты бытовые на твердом топливе” — горение должно продолжаться для разовой загрузки дров не менее 6 ч. Эти печи не имеют массива, способного аккумулировать тепло, даже при наличии дополнительной стенки из чугуна или тонкого слоя огнеупорной керамики. Металлическая поверхность чугунных печей может нагреваться выше 200°С, что исключает их использование в жилых зданиях без дополнительной облицовки.
Так что же такое камин? Обратимся к классике. В.И. Даль: “Камин — среднее между очагом и печью: огнище с открытой топкой и прямой трубой” (Словарь русского языка. М.,1998), С.И. Ожегов: “Камин — комнатная печь с широкой открытой топкой” (Словарь русского языка. М., 1960), В.И. Плужников: “Камин — пристенная печь с открытым топливником, не имеющая дымооборотов” (Термины российского архитектурного наследия. М., 1995). Определение русской печи из последнего источника: “Русская печь — наиболее распространенный в русском крестьянском строительстве тип печи, для которого характерны: отсутствие дымооборотов, наличие больших полостей, позволяющих использовать их для выпечки хлеба и для мытья, а также наличие широкой лежанки наверху”. Как видим, русская печь, учитывая, что горение дров в ней проходит при открытом горне, классическому определению камина подходит больше, чем импортные чугунные с закрытой топкой, у которых определению “каминная” может соответствовать только облицовка. Но эти неувязки — не только игра слов. Обратимся к нормативным документам. Так, в московских строительных нормах (МГСН “Жилые здания”) для одного из типов печей сделано исключение: “Камин на твердом топливе допускается проектировать: в квартире на последнем этаже жилого дома; на любом уровне многоуровневой квартиры, размещенной последней по высоте в доме; на любом уровне одноквартирного или блокированного жилого дома”, но ниже делается ссылка на необходимость соблюдать требования СНиП 2.04.05—91 и СНиП 2.04.08—87, где указано, что печное отопление допускается в жилых зданиях с количеством этажей не более двух. Отличий в определении камина от печи ни в МГСН, ни в СНиП 2.04.05—91 и СНиП 2.04.08—87 не дается.
Для того чтобы подчеркнуть важность знания терминологии строительства и правильного ее использования, приведем пример из российской строительной практики, описанный в журнале “Строитель” за 1903 г.: “…в 1831 г. Император Николай I после пожара в Москве от затлевших балок, близ которых находилась труба, возведенная для камина, а потом с переделкой камина в печь, оставленной в прежнем виде без достаточного отделения от балок, повелел за подобную неосмотрительность наблюдавших за постройками архитекторов подвергать аресту и возлагать на них имущественную ответственность за последствия пожара”.
К сожалению, продавцы импортных топок демонстрируют полное пренебрежение к требованиям российских норм, утверждая, что они просто устарели, забывая при этом, что ГОСТы и СНиПы могут быть либо действующими, либо отмененными, но никак иначе.
Сравним требования СНиП 2.04.05—91* “Отопление, вентиляция и кондиционирование” с рекламными материалами фирм-производителей чугунных топок. Большинство предлагаемых фирмами чугунных топок имеют номинальную мощность более 10 кВт (обычно 15—20 кВт). Диаметр дымовых труб при этом составляет от 150 до 230 мм, их высота — 4 м и 400 мм от конька крыши.
Требования СНиП и Правил пожарной безопасности следующие:
3.71. Сечение дымовых труб (дымовых каналов) в зависимости от тепловой мощности печи следует принимать, мм, не менее:
- 140 х 140 — при тепловой мощности печи до 3,5 кВт;
- 140 х 200 — при тепловой мощности печи от 3,5 до 5,2 кВт;
- 140 х 270 — при тепловой мощности печи от 5,2 до 7 кВт.
Площадь сечения круглых дымовых каналов должна быть не менее площади указанных прямоугольных каналов.
3.72. На дымовых каналах печей, работающих на дровах, следует предусматривать установку последовательно двух плотных задвижек, а на каналах печей, работающих на угле или торфе, — одной задвижки с отверстием в ней диаметром 15 мм.
3.73. Высоту дымовых труб, считая от колосниковой решетки до устья, следует принимать не менее 5 м.
Высоту дымовых труб, размещаемых на расстоянии, равном или большем высоты сплошной конструкции, выступающей над кровлей, следует принимать:
- не менее 500 мм — над плоской кровлей;
- не менее 500 мм — над коньком кровли или парапетом при расположении трубы на расстоянии до 1,5 м от конька или парапета;
- не ниже конька кровли или парапета — при расположении дымовой трубы на расстоянии от 1,5 до 3 м от конька или парапета;
- не ниже линии, проведенной от конька вниз под углом 10° к горизонту, — при расположении дымовой трубы от конька на расстоянии более 3 м.
Отметим другие требования СНиПов:
- 3.64. Максимальная температура поверхности печей (кроме чугунного настила, дверок и других печных приборов) не должна превышать, °C:
- 90 — в помещениях детских дошкольных и лечебно-профилактических учреждений;
- 110 — в других зданиях и помещениях на площади печи не более 15 % общей площади поверхности печи;
- 120 —то же на площади печи не более 5 % общей площади поверхности печи.
В помещениях с временным пребыванием людей при установке защитных экранов допускается применять печи с температурой поверхности выше 120°C.
Так как использование чугунных топок без облицовки недопустимо, тепло в помещение они передают только конвекцией воздуха, нагреваемого топкой под облицовкой и подаваемого через воздуховоды. Тем самым реализуется самый неблагоприятный режим отопления помещения, недостатки которого были признаны еще в начале ХХ в. При этом ни в одном рекламном проспекте не указана температура и скорость подаваемого в помещение воздуха, хотя эти характеристики строго регламентированы даже для производственных помещений, а душники, нагревающие комнатный воздух в каналах печи, не рекомендовал еще основоположник российской, а затем и советской школы теплотехники В.Е. Грумм-Гржимайло. Современными нормативными документами установлено следующее ограничение: “Температура приточного воздуха, поступающего в жилые помещения, не должна превышать 70°С у воздухораспределительных отверстий”. Цель же обдува воздухом чугунных топок не обогрев помещения, а защита от перегрева самой топки и дымовой трубы, температура дымовых газов в которых составляет более 300°С, кроме того, для усиления охлаждения топок большой мощности необходимо использование вентилятора (турбины мощностью до 450 м3/ч), что попутно увеличивает и циркуляцию пыли.
Интересны результаты эксплуатации чугунных печей (ныне называемых каминными топками), приведенные в книге И.И. Ковалевского “Печное дело” (1960). Всего две цитаты:
“К группе чугунных печей относится секционная печь. Теплоотдающая поверхность печи может быть увеличена вставкой между нижней и верхней секциями еще одной-двух таких же секций. Боковые стенки печи имеют выступающие ребра, увеличивающие ее теплоотдачу. Для того чтобы использовать тепло отходящих газов, которые в чугунных печах имеют высокую температуру (300—500°С), между печью и дымовой трубой устраивают дымоходы из кровельной стали большой протяженности. Так как нетеплоемкие печи создают неблагоприятные условия, они применяются лишь для отопления помещений временного характера — бараков, палаток, проходных будок на строительствах, в торговых и складских помещениях, в мастерских и т.п.
В некоторых печах применяются топочные и поддувальные дверки с герметическими затворами. Устройство таких дверок вызвано стремлением упростить уход за топкой, снизить температуру уходящих газов за счет замедленного процесса горения и тем самым повысить использование топлива (увеличить к.п.д. печи), а также устранить возможность проникания из печи угара при несвоевременном (раннем) закрытии дымовой трубы. Сначала печь топят в обычном порядке при закрытой топочной и открытой поддувальной дверках. К концу топки обе дверки плотно завинчиваются, и угли догорают за счет того воздуха, который поступает через естественные неплотности и поры в кладке печи (в случае чугунных топок — через отверстия в дверце для ее омывания или подачей в дымосборник для досжигания продуктов сгорания). Ввиду недостатка воздуха процесс сопровождается неполнотой горения, дымовые газы, проходя по дымооборотам в малом количестве, сильно охлаждаются, понижая свою температуру до 40—50°С. Вследствие сильного охлаждения дыма на стенках дымооборотов и дымовой трубы оседают жидкие продукты неполного горения и ввода, которые разрушают кладку печи и наполняют воздух помещения специфическим запахом. Поэтому герметические печи, несмотря на то, что они более просты в обслуживании, в настоящее время строить не рекомендуется”.
При горении любого топлива содержащийся в нем водород соединяется с кислородом с образованием водяных паров, которые при чрезмерном охлаждении конденсируются и оседают на стенках дымопроводов. Эти особенности подтверждают рекомендации использовать в современных чугунных топках металлические дымовые трубы с тройниками для их чистки и слива образующегося конденсата. Отсюда вывод — ни о какой высокой эффективности чугунных топок под облицовкой речи быть не может, они не столько обогревают, сколько ухудшают климат в жилом помещении. Кроме того, в процессе сгорания топлива при недостатке воздуха вместо безопасного углекислого газа (СО2) образуется угарный газ (СО), а тепла выделяется в два раза меньше. Не зря требованиями п.10.8 ГОСТ 9817—95 “Аппараты бытовые на твердом топливе” вообще запрещается устанавливать подобные обогревательные приборы в жилых помещениях. Желание отечественных производителей продавать такие печи было настолько велико, что они изменили название указанного ГОСТа на “Камины для жилых и общественных зданий” и дали новое “современное” определение камина: “камин — очаг с топкой в виде ниши и прямым дымоходом”, видимо, решив тем самым внести вклад в реформу русского языка и опровергнуть классиков. Вместе с тем, если в определении не указано, что в их каминах топки могут быть закрытыми (а это противоречит всем представлениям о каминах), то в тексте ГОСТа избежать этого не удалось, так как основой этого документа все-таки был ГОСТ на бытовые аппараты, которые устанавливать в жилых помещениях было запрещено.
Вот цитата из ГОСТа Р 52133—2003 “Камины для жилых и общественных зданий” в подтверждение вышеизложенного:
- “5.1.10 Дверцы камина кроме декоративных в закрытом положении должны плотно прилегать к сопрягаемой поверхности по всему периметру и иметь зазор <1 мм. Дверцы должны иметь устройство, исключающее возможность их самопроизвольного открытия.
- 5.1.11 Дверцы камина должны открываться не менее, чем на 110°.
- 5.1.12 Водяной теплообменник должен иметь термометр или указатель температуры. Не допускается применять ртутные термометры.
- 5.1.13 Камины должны иметь регулирующее устройство подачи воздуха в топку.
А вот цитата из ГОСТа 9817—95 “Аппараты бытовые на твердом топливе”:
- 10.8. Запрещается устанавливать аппарат в жилом помещении.
- 10.9. Запрещается пользоваться помещениями для сна и отдыха, где установлен аппарат.
- 10.10. Нарушение указаний по эксплуатации может привести к несчастному случаю.
Подчеркивает общность этих ГОСТов и то, что методы испытания каминов и соответствие их нормативным требованиям проводятся по ГОСТу 9817—95 “Аппараты бытовые на твердом топливе”.