Совет № 1.
Лично от вас уместны подарки только для коллег и ни в коем случае не для начальства или клиентов. Кстати, нынче в моде "восточные" презенты. Подарите коллеге связку латунных колокольчиков "поющий ветерок", картину-иероглиф "со значением" или набор для чайной церемонии. Главное -- такой сувенир должен быть качественным: нелепо выглядит фигурка древнего буддийского монаха, выполненная из пластмассы...
В одной маленькой фирме всем сотрудникам подарили... пожелтевшую газету в стиле американского Дикого Запада. Были там и фотографии коллег в виде ковбоев и красоток из салуна, и светские сплетни, и криминальная хроника, и политическая борьба, и даже раздел "Wanted dead or alive!".
Совет № 2.
Подарок для шефа должен быть коллективным. Шефам-консерваторам дарят так называемые символы власти: письменные приборы из дерева ценных пород или натурального камня, дорогие перьевые ручки элитных марок, коллекционные зажигалки. Уместный подарок -- старинные пистолеты, самурайские мечи. На леди-босс произведет впечатление вещь, покрытая пылью веков: ваза позапрошлого века, подсвечник, часы.
Изысканный и дорогой спиртной напиток -- не лучший вариант подарка для начальства. Дело в том, что по этикету бутылку необходимо тут же открыть и угостить всех присутствующих, включая дарителя. Спрашивается: и кому вы подарили этот коллекционный коньяк? Правда, я знаю фирмы, где удачно обходят условности этикета, вручая такой подарок в красивой коробке, запечатанной оригинальной шоколадной печатью.
Совет № 3.
Оживите череду безликих бизнес-сувениров своей выдумкой. Руководителю одной крупной компании презентовали оригинальный набор печатей на все случаи тяжелой бизнесменской жизни с надписями: "УплОчено!", "Базара нет!", "Пожужжим?". Шеф был в восторге и с тех пор считает дарителей жутко креативными и перспективными. Со всеми вытекающими последствиями...
Если вы решили порадовать начальство чем-то "корпоративно-сверхъестественным", узнайте заранее, о чем они мечтают, или не мечтают! Директору некоего предприятия, хорошему семьянину, обремененному малолетними внуками, по душе пришелся роскошный елочный набор -- штук сто шариков. В другой фирме сотрудники преподнесли руководителю департамента недельный тур в Таиланд. Как оказалось, он очень боялся летать самолетами, и путевка осталась невостребованной. К тому же расценил сей недешевый дар как намек подчиненных: "Хорошо бы ты убрался хоть на недельку куда подальше!"
Совет № 4.
Не дарите ничего живого -- даже "белого и пушистого"! Директору по маркетингу известной корпорации, милой даме, однажды подарили золотую рыбку в прелестном аквариуме! Весь женский коллектив часа два визжал от восторга, умильно поглядывая на пучеглазую толстую вуалехвостку. Спустя два дня рыбка почила в бозе... С тех пор дарителей стали называть "это те, которые вам рыбку подарили, ну, ту, что сдохла, помните?"
Совет № 5.
Подарок деловому партнеру следует выбирать особо тщательно, предварительно разведав его предпочтения и требования его фирмы. Во многих компаниях, особенно представительствах зарубежных фирм, существует официальный перечень сувениров для клиентов, включающий более десяти тысяч мелочей: настенные календари, пепельницы, зажигалки, брелоки для ключей, линейки, воздушные шары, чашки, блокноты, ручки, карандаши, кепки. К ним остается добавить милую открытку -- и, пожалуйста, новогодний подарок готов! И помните: подарок партнеру может вызвать бурю эмоций: от признания в вечной любви и дружбе до объявления бессрочных военных действий.
Как утверждают американские психологи, по рождественским подаркам можно четко проследить степень важности людей друг для друга. Подсчитайте стоимость всех презентов, которые вы преподнесли, и тех, что получили сами. Если в сумме получили больше, чем подарили, значит, играете важную роль в жизни окружающих. Если же баланс не в вашу пользу, значит, находитесь только на этапе самоутверждения (или слишком неуверенны в себе и пытаетесь компенсировать это подношениями). Такая вот подарочная арифметика...