Прекрасным доказательством этому является спектакль примадонны, где на протяжении всех действий сохраняется контакт героя и зрителя, где каждый в зале ощущает, что все, происходящее на сцене, ему близко, все это с ним было или будет.
Театр должен нас учить?
Сейчас в среде театралов многие поднимают вопрос о том, что задача данного вида искусства учить людей, вести их в мир чего-то нового и пока еще неизведанного. По сути, это призыв оградиться от всего былого, от хороших и истинных мыслей, от своей истории и памяти, а взамен заполнить подмостки реалистичными сценками о жизни современных людей. Такой подход никогда себя не оправдает: ведь без прошлого нет будущего и в том, что уже прошло, осталось огромное количество информации, полезной живущим сегодня.
И нет ничего удивительного, что первая премьера театра Сатиры пройдет с аншлагом: ведь будет показан, такой любимы всеми «Ревизор». Да, возможно, он будет срежиссирован несколько иначе, будут добавлены современные нотки и колкие реплики, но он все равно останется классикой, на которой воспитывались поколения. И вот ответ на вопрос: театр должен нас учить, но это обучение должно иметь разумную основу и благую цель — сделать этот мир лучше.
Ощутить неосязаемое
Театру, без сомнения, присуща откровенная консервативность. Он создавался веками, в его формировании принимали участие миллионы людей различных континентов, верований и рас. Это величие должно быть передано зрителю, но вовсе не ошарашивающей необычностью, а как нечто неосязаемое.
Человек, купивший билеты в большой театр, уже чувствует некое волнение, потому что знает, что совсем скоро станет частью чего-то великого и вечного. Такое ощущение приходит на подсознательном уровне и продиктовано памятью многих поколений. И задача современников театрального действа сохранить и приумножить эти его свойства, добиться от зрителя ответной реакции и понимания. Все самое ценное уже создали до нас, и главное — это не утратить его в погоне за материальными ценностями.