266-572-755
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Независимая Пресса.РУ
Free-Press.ru
Дети, семья
Главное меню
ИНФОРМЕРЫ
Юность и юношество в исторической перспективе"В каждом поколении современники силятся выявить черты «нынешнего молодого человека» и показать, чем он отличается от старших, но как искусственны все эти схемы!.. Молодежь — это тысячелетнее божество, автор любого опроса получит именно те ответы, на которые рассчитывал.
Франсуа Мориак. "Молодой человек"

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.
Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» — как «дитя на подросте», около 14—15 лет. Л. Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. Между тем герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Та же нечеткость граней характерна для классической и средневековой латыни.
Важная деталь: возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское «отрок» (буквально — «не имеющий права говорить») означало: «раб», «слуга», «работник», «княжеский воин».
Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему («молодой человек», «парень» и т. п.) нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности.
Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т. е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).
Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст, а точнее — предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т. п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.
Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.
Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций: (сравните представления — не всегда осознанные — о «нормальном поведении» и о степени ответственности подростка и взрослого, молодого рабочего и ветерана).
Взаимоотношения возрастных слоев и групп тесно связаны с определенными социально-экономическими процессами.
С одной стороны, в обществе происходит постоянное распределение и перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оно определяется объективными потребностями социальной системы, прежде всего — общественным разделением труда, наличием рабочих мест и подлежащих выполнению социальных функций и реализуется с помощью соответствующих социальных механизмов. С другой стороны, налицо встречный процесс социализации, сущность которого заключается в усвоении индивидом на каждом этапе его жизненного пути умения принимать и усваивать новые и оставлять старые социальные роли (или приспосабливаться к их изменению). В этом смысле подготовка к выходу на пенсию — такой же необходимый элемент опережающей социализации пожилых людей, как профессиональная ориентация — опережающей социализации подростков и юношей.
Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.
В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, индивид относительно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать «подготовительный период». Детство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя в посильной для них форме в трудовой и прочей деятельности взрослых. У многих народов Сибири дети уже к 10—12 годам овладевали техникой обиходных работ — стрельбой из лука, греблей, рыболовством, становясь практически равноправными работниками.
В классовом обществе критерии социального созревания усложняются, становятся более многомерными.
В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в основном путем непосредственного практического включения ребенка в деятельность взрослых. Ребенок выполнял подсобные функции в родительской семье или вне дома (ученики в ремесленных цехах, пажи и оруженосцы у рыцарей, послушники в монастырях и т. п.); обучение было органической частью труда и быта, а критерии зрелости имели сословный характер. В описании детства и отрочества средневековая мысль подчеркивает не столько задачу подготовки к будущей жизни, сколько момент социальной зависимости (вспомним этимологию слова «отрок»).

 

РЕКЛАМА
КУЛИНАРИЯ, РЕЦЕПТЫ

Здоровый десерт: рецепты сладостей без сахара и муки

Вкусные и полезные рецепты десертов, которые можно приготовить без использования сахара и муки, отталкиваясь от вашего здорового образа жизни.
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО РУБРИКАМ
Дети
Дети
Домашние животные
Животные
Праздники
Праздники
Образование
Образование
Мода
Мода
Досуг
Досуг
Спорт
Спорт
Отдых
Отдых
ДОМ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕМОНТ

Ремонт офиса: идеи для создания комфортной рабочей зоны.

Ремонт офиса: идеи для создания комфортной рабочей зоны.Превратите свой офис в комфортное пространство с помощью этих идей и советов по ремонту, чтобы создать оптимальную рабочую зону.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ

Глобальная связь: как технологии помогают нам быть на связи

Глобальная связь: как технологии помогают нам быть на связиСтатья рассказывает о том, как современные технологии способствуют глобальной связи и о том, как они помогают нам оставаться на связи в любое время и в любой точке мира.
КРАСОТА

Эффективные маски для лица, которые помогут достичь идеального состояния кожи

Эффективные маски для лица, которые помогут достичь идеального состояния кожиУзнайте о самых эффективных масках для лица, которые помогут вам достичь идеального состояния кожи и сделать ее здоровой и сияющей.
Реклама на портале
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ







Контакты
Хотите с нами связаться? Вам сюда!
ЗДОРОВЬЕ

Вегетарианство и веганство: правильные подходы к питанию

Вегетарианство и веганство: правильные подходы к питаниюУзнайте о правильных подходах к питанию вегетарианцев и веганов, чтобы вы получали все необходимые питательные вещества и держали свое здоровье в отличной форме.

Как сохранить здоровую память и снизить риск развития болезни Альцгеймера

Как сохранить здоровую память и снизить риск развития болезни АльцгеймераУзнайте, какие методы помогают сохранить здоровую память и снизить риск развития болезни Альцгеймера, чтобы предотвратить потерю когнитивных способностей в будущем и оставаться ментально активным на протяжении всей жизни.

Витамины и минералы: для чего они нужны и как правильно принимать

Витамины и минералы: для чего они нужны и как правильно приниматьУзнайте, почему витамины и минералы важны для нашего здоровья и как правильно принимать их, чтобы получить максимальную пользу для организма.
ПАРТНЁРЫ
Мамусик.РУ
Стройка СМИ.РУ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ
© Независимая Пресса 2014-2024
Информация об ограничениях Реклама на сайте
Полное или частичное копирование материалов с сайта запрещено без письменного согласия администрации портала Free-Press.RU
Яндекс.Метрика
Создание, поддержка и продвижение сайта - Leon