266-572-755
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Независимая Пресса.РУ
Free-Press.ru
Главная
Главное меню
ИНФОРМЕРЫ
Общение с неформалом. Тренинговое занятиеВ последние годы проблема неформальных молодежных движений остро встала не только в крупных городах, но и в небольших городках и даже селах. Первая реакция взрослых на появление подростка-неформала — недоумение, испуг и стремление пресечь подобное поведение. К сожалению, чаще всего эта реакция приводит лишь к ухудшению отношений между взрослыми и подростками.

В 2008 году специалистами Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» была проведена большая информационно-просветительская работа, посвященная неформальным молодежным движениям, организованы выступления на родительских собраниях и педсоветах в городах и районах Республики Коми, обучающие семинары для специалистов социальной и образовательной сфер, выпущены информационные буклеты и брошюры для родителей. Внимание педагогов и родителей обращалось на то, что неформальные движения во многом помогают реализовать базовые потребности подросткового возраста: потребность в самоутверждении, с одной стороны, и потребность в принадлежности — с другой.

Тренинговое занятие «Общение с неформалом», разработанное педагогами-психологами центра, может использоваться в работе как со специалистами, так и с родителями.

Цель: создание условий для формирования навыков взаимодействия взрослого с подростком-неформалом на основе безусловного принятия и доверия.

Задачи:

  • формирование представлений о внутреннем мире трудного подростка;
  • анализ эффективности различных методов взаимодействия взрослого с подростком;
  • формирование навыков общения.

Продолжительность: 60–75 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка

По выбору ведущего, в зависимости от особенностей группы.

Упражнение «Надпись на заборе»

Цель:способствовать осознанию внутренних мотивов внешне неприемлемых действий подростка.

Материалы: 4 ватмана, скотч, маркеры.

Ведущий предлагает участникам обратить внимание на листы ватмана, наклеенные на стенах помещения, в котором проводится занятие.

Это своеобразный «забор», на котором можно написать все то, что чаще всего дети и подростки пишут на заборах, партах, стенах. Все участникам предлагается взять маркер и оставить надпись на каждом из четырех листов: на первом и третьем — отрицательную, на втором и четвертом — положительную. Поскольку задание первоначально может вызвать у участников смущение и недоумение, ведущий первым подходит к «забору» и пишет традиционную надпись из трех букв.

После того как все участники выполнят задание, ведущий предлагает им обсудить, что же они чувствовали, расписываясь на «заборе».

Судя по нашему опыту, после первого замешательства участники входили во вкус и листы ватмана расписывались самыми отборными нецензурными выражениями. Это вызывало интерес, азарт, служило эмоциональной разрядкой, освобождением от напряжения. Многие участники отмечали, что процесс заполнения «отрицательного» ватмана был гораздо более эмоционально насыщен, чем заполнение «положительного». После завершения упражнения важно провести параллель между теми чувствами, которые испытывали участники в ходе выполнения задания, и теми, которые испытывает подросток в подобной ситуации.

Игра «Карлик и король»

Цель:формирование адекватных способов взаимодействия с трудным подростком.

Участники разбиваются на пары, один участник — карлик, другой — король. Каждая пара по очереди выходит в центр круга, король встает на стул, карлик остается внизу. Задача карлика — ходить по королевству и вредить, стремясь нанести как можно больший ущерб. Королю дается следующая инструкция: «Вы — король, вы живете в прекрасном королевстве, заботитесь о его благе и процветании. И вот однажды вы узнаете, что в вашем королевстве завелся карлик, который всюду ходит и всем вредит. Совсем скоро он причинит вред всему вашему прекрасному королевству. Что вы будете делать?»

После того как все пары разыграли ситуацию, организовывается обсуждение по следующим вопросам:

  • Что чувствовал король по отношению к карлику?
  • Что чувствовал карлик по отношению к королю?
  • Что хотелось сделать карлику в разыгрываемой ситуации?
  • Какие методы, применяемые королем, оказались наиболее эффективными, а какие наименее?

После обсуждения ведущий обращает внимание участников на то, что карлик, по сути, и есть подросток-неформал, а король — родитель, которого пугает или не устраивает его поведение.

Ролевое разыгрывание ситуаций

Цель: отработка навыков взаимодействия с подростком-неформалом.

Участники разбиваются на подгруппы по 2–3 человека, им предлагается разыграть одну из предложенных ситуаций:

Ситуация 1. Вы ждете четырнадцатилетнего сына домой, но он очень долго не возвращается. Когда время уже за полночь, раздается звонок в дверь. Открывая дверь, вы видите своего сына — челка и пряди волос выкрашены в розовый цвет, в носу и брови — кольца, в ушах — «тоннели». Ваши действия.

Ситуация 2. Вы — педагог. Начинается урок в 7-м классе. Входит один из учеников в черном балахоне, с классическим «готовским» макияжем, пирсингом в языке. Ваши действия.

Ситуация 3. Однажды вечером вы идете по улице. Вдруг к вам подходят два странно одетых и агрессивно настроенных молодых человека и просят закурить (одолжить денег и пр.). Что вы будете делать?

После выполнения задания ведущий предлагает обсудить, что чувствовал каждый из участников в своей роли, чего ожидал от партнера по общению, насколько эффективно разрешилась ситуация.

Данное упражнение может быть модифицировано, когда участникам предлагаются также варианты выхода из ситуации.

В своей практике мы рассматривали следующие варианты поведения взрослого: агрессивно-отрицающее, подобострастно-попустительское, нейтральное и доброжелательно-заинтересованное. Кроме того, в третьей ситуации делается акцент на безопасность самого взрослого, умение дать отпор агрессивно настроенным молодым людям, конструктивно выйти из возможного конфликта.

Заключительное упражнение

По выбору ведущего, в зависимости от особенностей группы.

В конце занятия обязательно проводится традиционная завершающая групповая рефлексия, во время которой участники делятся своими мыслями и чувствами.

Предложенное занятие может быть расширено теоретическим материалом об особенностях подросткового возраста, способствующих вовлечению подростков в неформальные организации.

Светлана АФАНАСЬЕВА,
заведующая отделением
психолого-педагогической помощи
ГУ РК «Республиканский центр
социальной помощи семье и детям»,
Республика Ко
РЕКЛАМА
КУЛИНАРИЯ, РЕЦЕПТЫ

Домашняя кухня: рецепты на каждый день

Наши рецепты на каждый день помогут вам легко и быстро приготовить вкусные блюда на домашней кухне. От простых закусок до основных блюд - у нас есть идеи для всех ваших обедов и ужинов.
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО РУБРИКАМ
Дети
Дети
Домашние животные
Животные
Праздники
Праздники
Образование
Образование
Мода
Мода
Досуг
Досуг
Спорт
Спорт
Отдых
Отдых
ДОМ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕМОНТ

Дизайн прихожей: создание функционального и стильного входного пространства.

Дизайн прихожей: создание функционального и стильного входного пространства.Узнайте, как создать функциональное и стильное входное пространство с помощью дизайна прихожей и сделайте первое впечатление великолепным.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ

Технологии в образовании: новые возможности для студентов и учителей

Технологии в образовании: новые возможности для студентов и учителейУзнайте о последних достижениях в области технологий в образовании, которые открывают новые возможности для студентов и учителей и меняют традиционные подходы к обучению.
КРАСОТА

Красивые и здоровые ноги: уход и профилактика проблем

Красивые и здоровые ноги: уход и профилактика проблемУзнайте о красоте и здоровье ваших ног, и как правильно ухаживать за ними, а также о профилактике различных проблем, чтобы выглядеть привлекательно и чувствовать себя комфортно.
Реклама на портале
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ







Контакты
Хотите с нами связаться? Вам сюда!
ЗДОРОВЬЕ

Как снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний

Как снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеванийУзнайте, какие шаги можно предпринять, чтобы снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и сохранить здоровье сердца и сосудов.

Как контролировать уровень стресса и привести себя в равновесие

Как контролировать уровень стресса и привести себя в равновесиеУзнайте, как эффективно контролировать уровень стресса и вернуть свое равновесие с помощью простых и доступных техник и стратегий.

Как правильно выбирать и использовать косметические средства для здоровой кожи

Как правильно выбирать и использовать косметические средства для здоровой кожиУзнайте, как правильно выбрать и использовать косметические средства, чтобы обеспечить здоровую кожу вашего лица и тела.
ПАРТНЁРЫ
Мамусик.РУ
Стройка СМИ.РУ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ
© Независимая Пресса 2014-2024
Информация об ограничениях Реклама на сайте
Полное или частичное копирование материалов с сайта запрещено без письменного согласия администрации портала Free-Press.RU
Яндекс.Метрика
Создание, поддержка и продвижение сайта - Leon